Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

Дневник выездного практикума педагогов проекта «Школа Росатома» в Италии. День второй

13 Июня 2019 12:10

С 10 по 15 июня 2019 года в итальянской Тоскане под научным руководством АНО «Институт проблем образовательной политики «Эврика» проходит выездной экспертный практикум педагогов и управленцев сетевых детских садов проекта «Школа Росатома».

11 июня 2019 года. День второй

Второй день работы выездного экспертного практикума в Сан-Миниато наша экспертная группа начала с посещения Детского центра по уходу за детьми CHIOCCIOLA, который оказывает образовательные услуги для детей в возрасте от 0 до 3 лет. Таким образом наша экспертиза будет касаться образовательных технологий и анализа уклада жизни образовательной организациидля детей раннего возраста.

В Сан-Миниато для детей раннего возраста нет образовательной программы в привычном для нас виде. Программа есть, но она построена как перечень задач для воспитателя, представлены требования к предметно-пространственной среде, описаны компетентности, которыми должен овладеть ребенок и компетентности, которыми должен обладать педагог, воспитывающий этого ребенка. В педагогической системе Сан-Миниато не применяется понятие «технология», используется понятие «опыт», который передается от педагога к педагогу и постепенно нарабатывается собственной практикой. Поэтому наша экспертиза будет состоять из двух частей: анализа основных фокусов программы и описания того опыта, с которым мы непосредственно познакомились при посещении центра CHIOCCIOLA.

Фокусы программы:

1. Доверие. Педагоги доверяют детям, верят в их способности. Важно давать детям возможность выразить свое собственное мнение, свои эмоции.

2. Возможности. Это про Программу, которую реализуют в детском саду. Педагоги считают, что дети – это не пустые контейнеры, которые нужно обязательно заполнить. Педагоги не ставят каких-то определенных задач достичь чего-либо всем детям в одно и то же время. Педагоги считают, что все дети абсолютно разные, разный уровень развития, каждый индивидуален. Важно предоставить каждому ребенку широкие возможности, которые помогут ему становиться самостоятельным человеком, выращивать свои компетентности.

3. Время. Педагоги уверены в том, что детям необходимо давать время для того, чтобы все пропускать через себя, через собственный опыт. Стараться, чтобы у детей было достаточно времени, чтобы реализовать себя. Педагоги должны учитывать, что время, которое они для себя считают достаточным, не является таковым для детей. Это важно еще и потому, что дети в данном центре разновозрастные.

Что мы увидели, наблюдая за образовательным процессом в разновозрастной группе детей с трех месяцев до трёх лет.

Центр посещают 25 детей, это одна группа. Ежедневно здесь встречают малышей 4 педагога, 1 повар, 1 ассистент, отвечающий за чистоту, порядок и уборку. С 7.30 до 9.30 – это время прихода детей в центр. В 9.30 – завтрак. Это не просто прием пищи, это время для общения с воспитателем и друг другом. Кастрюля с завтраком ставится в центре стола, и дети самостоятельно или с помощью взрослого накладывают такое количество пищи, которое считают нужным. Сами наливают себе воду из кувшина. Во время завтрака малыши слушают песенку педагога, реагируют на ее слова своими ответными жестами, улыбкой, общаются между собой. После завтрака – свободная игра. Все это происходит в различных открытых игровых пространствах, где дети могут по своему желанию выбрать для себя всевозможные игрушки или книжки. Здесь обучающая роль взрослого минимальна. Педагоги скорее оказывают поддержку ребенку, максимально стимулируя его самостоятельность. Часто привлекают старших детей для помощи младшим. Затем – время мастерских. В этот день детям было предложено три мастерских: лепка из теста, Lego- конструирование и чтение книги. В чем особенность деятельности воспитателей? Они предлагали деятельность, но образцов не давали. Видно, что дети свободно ориентируются в пространстве группы, легко вступают в коммуникации как со взрослыми, так и с детьми, могут самостоятельно использовать различные материалы.

Нас особенно удивил опыт работы с детской книгой, который отличается от российского. Прежде всего это книги, содержание которых позволяют ребёнку прожить сюжет во время чтения в разных формах активности. Например, изобразить шум моря, эмоции, поиграть с ракушками. Книга была про море. Воспитатель использовала для обыгрывания три шарфа голубого, серого и синего цветов, ракушки. Чтение и обыгрывания сопровождаются музыкой и пантомимой воспитателя, которой дети подражали. Сама книжка также является игровым полем или игровым атрибутом. В руках воспитателя она превращалась в крышу, море, ослика. Можно было вызвать персонаж, постучав по книжке. Дети все время были в деятельности, одна активность сменяла другую. Книги изготовлены из качественного картона, что делает их безопасными и доступными для детей в любое время.

Конечно мы задали вопрос, как происходит планирование образовательных предложений педагога в мастерских. Как сообщила Барбара, в период адаптации (2 месяца) планирование происходит на день. Потом, когда педагоги уже хорошо знают, что надо каждому ребенку, в чем его интересы – на неделю. Документацией педагога является фото детей (фотографии делаются ежедневно), календарный план, запись изменений в жизни детей и семей, портфолио ребенка с описанием картины его развития.

Наши экспертные выводы:

1. Для педагогов воспитание самостоятельности является приоритетным по отношению ко всем остальным задачам.

2. Каждый педагог отвечает за всех детей. Каждый педагог компетентен в организации разных видов активностей.

3. Чтобы правильно выбрать образовательный маршрут ребенка, педагоги много времени уделяют наблюдению и рефлексии, в том числе с привлечением специалистов центра BOTTEGADIGEPET. Деятельность планируется исходя из интересов ребенка. Длительность той или иной активности также зависит от интереса детей.

Юлия Минеева,
Татьяна Грищенко,
Наталья Баландина,
г. Железногорск, Красноярский край

Посещение центра La CHIOCCIOLA и наблюдение за деятельностью детей помогло получить ответ на вчерашний вопрос учета их возрастных возможностей. Представленная Барбарой технология работает на практике. Наблюдения за детьми от 1 года до 3 лет, которые находятся одновременно в одном пространстве, показали, как грамотно педагоги регулируют детскую активность, своевременно переключая с одной деятельности на другую. И даже участие ребенка в специально организованной деятельности (мастерской) не занимает времени больше, чем он способен выдержать. Созданная среда La CHIOCCIOLA направлена на развитие ребенка и его социализацию. Мы это видели вчера в детском центре LA FATA TURCHINA и сегодня. Пространство центра открыто для свободного перемещения детей по всей его территории. Но если необходимо уединиться или ограничить пространство, например, для проведения мастерской или сна, используются купейные двери. Подобный подход, как положительный момент, мы отмечали и в детских центрах Сингапура. Однако, в любом случае пространство легко просматривается со всех сторон, даже с улицы, в этом помогают не только витражные двери, но и маленькие окошечки, расположенные на уровне детей.

Развивающая среда не перенасыщена детской и игровой мебелью, дидактическими пособиями, оборудованием на уличной площадке, тем самым дает возможность для двигательной активности, что очень важно для раннего возраста. Среда безопасна и создана из природных материалов, которые используется не только в игре, но и в творческих мастерских: камни, спилы, шишки, дощечки, ракушки, крупы, травы. Доступность среды отражается в размещении безопасных материалов на уровне детей, а предметы, представляющие некоторую опасность, находятся выше их уровня, но в поле их зрения. Ребенок знает и видит, что эти предметы есть и может их попросить. Ярко прослеживаются принципы вариативности, трансформируемости, полифункциональности. Кровати в спальни двухуровневые – это подиум и место для сна.

Многие пособия несут несколько функций: мольберт – с одной стороны предназначен для рисования, а с другой стороны натянуты веревки с бубенцами, которые в свою очередь являются полифункциональным материалом: музыкальный инструмент и «косточки» для счета. Такой же материал находится и на прогулочном участке: тоннель несет несколько функций: как место для пролезания, так и для прыжков. Куб внутри с бамбуковыми подвесками является музыкальным инструментом, сухим дождем и объектом для сравнения величины.

В организации развивающей предметно-пространственной среды, в соответствии с их технологией активное участие принимают родители. Так, сегодня мы увидели изготовленные руками родителей тактильные панели, описанный раннее мольберт, сенсорный материал, сушилку для белья и другое. По словам педагогов родители делают это с большим удовольствием.

Среда детских центров помогает ребенку приобрести опыт, выразить свое мнение и сформировать способность, а не решать задачи педагога. Однако, нами было отмечено в среде группы совсем мало детского продукта. Барбара нам пояснила, что на данном возрасте более важен процесс, а не результат. Наверное, в этом действительно есть рациональное зерно. Если бы детские центры Сан-Миниато применяли для оценки образовательной среды Шкалы ECERS, то они могли бы получить высокие баллы.

Анализируя еще один день практикума, убеждаемся, что необходимо разгружать среду наших групп раннего возраста, постепенно заменять игровое оборудование на оборудование из природного материала. Очень хотелось бы подкрепить наши слова фотографиями, но это невозможно по условиям принимающей стороны.

Майя Васильева,
Ольга Колотухина,
Светлана Маринич,
г. Саров, Нижегородская область

Сегодня мы посетили «Центр исследований и документации по детским садам» La Bodega de Geppetto и центр Пиноккио. Из беседы с научным координатором Барбарой и педагогами мы уточнили интересующие нас вопросы управления развитием образования, особенно его методической части. Центром исследования руководит президент Альдо Фортунати, она определяет основные идеи, стратегию, новшества по обустройству детских центров. Есть директор, который занимается финансовыми и материальными вопросами. Барбара, как научный координатор, вместе с директором и президентом решает вопросы и проблемы, связанные с реализацией технологии. А также занимается исследованиями в целях развития и совершенствования работы педагогов. При Центре работает группа педагогов-лидеров, по 1-2 представителя от каждого детского центра (что-то вроде нашего научно-методического совета). Эта группа собирается регулярно для решения существующих проблем, вопросов. Педагоги этой группы являются связующим звеном между Центром и педагогами детских садов. При этом в каждом детском саду отношения выстраиваются между педагогами на условиях равенства, но ежегодно один из них выполняет роль старшего педагога. Основная миссия Центра – забота о качестве работы детских садов, их взаимодействии. Для нас важно было прояснить вопрос о документации, которую ведёт педагог. На сайте Центра выложены образцы документов (три основных инструмента, по словам Барбары), обязательные для педагога: документация периода адаптации ребёнка; фиксация изменений, происходящих в жизни детей и их семей; планирование работы с малыми группами детей.

И ещё раз о контроле (об этом уже писали наши коллеги). Работа Центра с педагогами детских садов строится на доверии, осуществляется периодически Барбарой, которая встречается с педагогами примерно один раз в два месяца и рефлексивно обсуждает насущные вопросы. Задача – помочь педагогам найти правильные решения.

Центр и детские сады проводят и предварительную (до поступления ребёнка в детский сад) работу с родителями и в течение года. Родители привлекаются для деятельности в группе, могут участвовать в режимных и образовательных процессах.

Мы видим эффективность системы управления детскими центрами коммуны Сан-Миниато:

• не «раздут» штат управляющего органа (Центра);

• нет жесткого формального контроля, призванного «построить» всех в стройные ряды; контроль направлен на совершенствование работы ради благополучия детей;

• педагоги ведут необходимый минимум документации, также в целях благополучия, развития ребёнка;

• выстраиваются взаимообогащающие отношения с семьей.

Екатерина Нестеренко,
г. Снежинск, Челябинская область



Все "Новости Эврики"

система комментирования CACKLE

Подписка



Анонсы событий
Новости проекта

Укажите свой e-mail:




АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100