Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

12 апреля на межрегиональной конференции «Эврика-Авангард», которая проходит в рамках «Недели образования» на Московском международном салоне образования (ММСО), состоялся клуб «Академия образования»

12 Апреля 2019 22:02

Модератор Алдар Дамдинов, депутат Государственной Думы Российской Федерации, представил спикеров: Александра Асмолова, Алексея Семенова, Владимира Собкина, Виталия Рубцова, Алена Аршинову, и обрисовал общую рамку разговора – сегодняшнее состояние системы образования, вызовы времени, на которые она должна отвечать, и роль Академии образования в этом.

А. Асмолов: «Не нужно далеко ходить, проходя сегодня по выставочному павильону, я уже отметил множество примеров тому, что в образовании главное – мотивировать, мотивировать и мотивировать… Мотивировать к обучению! Как это сделать? Прежде всего, ответить на вопрос: зачем?

Нынешний мир уже другой, чем 30 лет назад. Нынешний мир вращается в авоське интернета. В этом мире жить без цифры нельзя. Но цифра – это то, чего боятся учителя, но абсолютно не боятся дети.

Кроме того, сейчас нам нужно заниматься не реформированием, а реформацией – изменением культурного сознания».

А. Семенов: «Наши дети живут в цифровом мире. Да и взрослые в нем живут. Только школы не живут в цифровом мире!

И еще один вопрос: понять, зачем все нужно менять в образовании, если всех нас (академиков, депутатов и т.д.) учили ХОРОШО! А потому что мир изменился за то время, которое прошло с наших школьных лет».

В. Собкин: «Что делает сейчас учитель, чтобы его слово было услышано учеником, когда вокруг ученика очень сложный, многомерный, многоинформационный мир? Сегодня учительство – это общественная политология, так как учитель – это представитель всего взрослого мира для ученика. Это общественный взрослый (по мнению Д. Эльконина). Но пока ситуация с тем, что лучшие выпускники школы не идут в педагогические вузы, а лучшие выпускники педагогических вузов не идут в школы, сохраняется. И это очень серьезная проблема, которая до сих пор не решена.

Еще одна проблема: кто «виноват» в успехах системы образования? Школа ли – если в стране действует огромная армия репетиторов, которым платят родители? Восстановление позиции учителя в обществе – одна из основных задач общества сегодня».

В. Рубцов: «Академия образования не может сегодня ответить на вопрос, какое именно содержание образования мы хотим дать нашим детям. Мир сегодня полипредметный, в нем одними знаниями не обойтись. Но, занимаясь спорами о содержании «предметного ядра», мы забываем, какую деятельность нужно организовать для развития ребенка, чтобы и мотивация вернулась, и развитие шло.

Сегодня мы наблюдаем ситуацию, когда выпускники педагогических вузов не знают, как работать в школе – с какой стороны подойти к ребенку, как решить возникающие проблемы».

А. Аршинова: «Образование является массовым производством, но в нем должны появляться инновации. Необходимо реформирование системы целевого обучения в вузах. Эта система должна быть прозрачной. У молодых учителей должна быть мотивация поехать работать в сельскую школу, перейти работать в цифру – над этим нам всем нужно еще подумать всем вместе, всему сообществу».

Далее участники дискуссии отвечали на вопросы из зала.

Александр, учитель школы «Унисон» (г. Санкт-Петербург): «Почему министерство просвещения не слышит результаты тех обсуждений, которые ведутся в образовательном сообществе?»

А. Аршинова: «Наверное, нужно спросить у министерства. Мы как депутаты в рамках парламентского контроля можем отслеживать реализацию своих решений. Например, мы считаем, что должна быть единая система оплаты труда учителя в целом по России, и работаем над этим. Но, в любом случае, гражданское общество должно громко озвучивать свои вопросы к власти».

В. Собкин: «У нас в России у нас появился новый класс – уже не просто номенклатура, бюрократия, заинтересованная в очень простых формах управления. Чиновник не будет ориентироваться на сложные показатели развития ребенка, он будет ориентироваться на те простые показатели, по которым легко отчитаться. Например, на количество мероприятий».

А. Семенов: «Маркс указывал в свое время на такое явление, как отчуждение власти от общества. Но на образование влияет не только бюрократия, но и бизнес».

А. Дамдинов: «А есть ли сейчас какие-то результаты исследований о педагогическом сообществе в России?»

В. Собкин: «Сейчас исследования заказываются и финансируются министерством, а значит, они направлены тоже на те же показатели, о которых говорилось раньше. Если раньше основные задания поступали на исследования возрастных особенностей детей, то сейчас таких исследований практически нет».

В. Рубцов: «Раньше педагогическая наука в ходе исследований могла сделать вывод о том, какие результаты приносят разные образовательные системы. А сейчас появляются только рекомендации, как провести урок, например. Значит, нужно искать ответы внутри педагогического сообщества».

В. Собкин: «Мы в рамках одного исследования анализировали цели и мотивы деятельности учителей на разных этапах их карьеры. Результаты – очень печальные: смыслы формирования инициативного самостоятельного человека появляется у учителя после 25 лет педагогической деятельности! Значит, вся система подготовки педагогов в вузах должна измениться: педагогов прежде всего нужно учить этим смыслам!

Дмитрий, педагог школы «Летово»: «Если мы алгоритмизируем педагогическую деятельность, уходит целостная картинка этой деятельности. А как сформировать у будущего учителя понимание о субъектности ученика?»

В. Рубцов: «Занимаясь какой-либо деятельностью, нужно понять, на какую систему понятий вы опираетесь; понять, как погрузить детей в эту систему понятий и как оценить результаты этого погружения».

В. Собкин: «Учитель прежде всего должен верить в те цели и задачи, которые перед ним поставлены. Мотивам обучить нельзя, они должны быть внутри».

Виктор Куевич, преподаватель вуза: «Мы рассматриваем взаимоотношения ребенка и учителя. А как сейчас дело с профориентацией в современных школах? Могут ли тьюторы способствовать развитию настоящей профориентации?»

А. Семенов: «Нужно привнести в школу обновленный курс технологии, который будет рассказывать о реальных производствах конкретных регионов, и о том, где получать такое образование, которое необходимо для данных производств».

Татьяна Ковалева, президент Межрегиональной тьюторской ассоциации: «Сегодня работает не один учитель, а целая команда специалистов, в которую входят и учителя, и тьюторы, и иные педагоги-специалисты, поэтому и современные исследования должны быть направлены на разных педагогов, а не только на учителя».

В. Собкин: «Педагогическая деятельность должна дифференцироваться, но в хорошей школе важен весь педагогический коллектив. А в хорошей педагогической команде всегда такая внутренняя дифференциация происходила, кто-то из команды брал на себя эти «другие» функции – и коуча, и тьютора, и пр. А насчет профориентации – та система, которая была выстроена, с приходом ЕГЭ оказалась разрушена. Теперь вуз выбирается не по желанию, а по результатам ЕГЭ – куда моих баллов хватит, туда я и пойду».

В. Рубцов: «Ситуация любого ребенка имеет много разных аспектов коррекции и развития, и, конечно, нужны разные специалисты для его сопровождения. Но в современных школах, где организуется проектная и учебно-исследовательская деятельность, появляются разные позиции взрослых, которые и помогают детям развиться всесторонне».

Ольга Устюгова



Все "Новости Эврики"

система комментирования CACKLE

Подписка



Анонсы событий
Новости проекта

Укажите свой e-mail:




АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100