Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

Франция: благожелательная и комфортная атмосфера в школе

14 Мая 2018 20:08

Сейчас все чаще говорят о таких понятиях, как благожелательность и комфортная обстановка. В школе они особенно важны, так как влияют на успеваемость. Азиз Желаб и Кристоф Марсолье, генеральные инспекторы Министерства образования, посвятили этой теме свою книгу.

По словам авторов, до сих пор само понятие благожелательности в школе, которое они сами безоговорочно оценивают положительно, зачастую вызывает споры, так как благожелательность путают с чем-то вроде снисходительности, нетребовательности. Именно поэтому Желаб и Марсолье сочли необходимым уточнить границы этого понятия и оценить его истинное значение. Приступив к работе над книгой, они опросили педагогов и были поражены тем, какое значительное место в практике преподавателей профессионального лицея занимает благожелательность, даже если она не всегда бывает осознанной.

Понятие благожелательности обсуждалось еще в связи с переустройством школы, начатым бывшим министром образования Венсаном Пейоном и продолженным Нажа Валло-Белькасем. Тогда многим казалось, что «благожелательная» школа будет менее требовательной: в центре внимания окажется ученик в ущерб знаниям. Авторы убеждены, что благожелательность способствует обучению и при этом нисколько не вредит требовательности. Поставленная на службу успеваемости, благожелательность помогает бороться с социальным неравенством в школе. В первую очередь благожелательность заставляет учителя быть требовательным к самому себе, то есть проявлять терпение, осознанность, осторожность и безусловное приятие ученика.

Чтобы быть благожелательным, учителю приходится следить не только за подбором слов, но и за своим голосом, позой, жестами, взглядом, чтобы ни в коем случае не ранить чувства ребенка или подростка, уважать его культурные ценности. Благожелательность выражается в позитивных, ободряющих взаимоотношениях с учениками, поддерживающих их мотивацию и веру в свои способности. Таким образом создаются условия, благоприятные для раскрытия потенциала, успехов и самореализации ученика. Такой подход особенно важен в профессиональных лицеях, где ученикам нужно внушить веру в себя. Оценки здесь следует выставлять таким образом, чтобы, исправляя ошибки, на первый план выдвигать достигнутые успехи. Сама работа педагога требует умения строить отношения с окружающими. Наука доказала важность качества отношений и привязанности в обучении. Дети всегда учатся для кого-то, будь то родители или учитель. Все мы помним благожелательных преподавателей, которым удалось передать нам свою любовь к предмету. В профессиональных лицеях такие отношения особенно важны, поскольку речь идет о выходцах из социально неблагополучной среды.

Благожелательность позволяет создать психологически безопасную обстановку в школе, без которой дети не решаются вступить в неизведанное, делать ошибки и набираться опыта. Кроме того, благожелательный педагог служит для них ролевой моделью, которая пригодится им во взрослой жизни.

Vousnousils.fr

Перевод Александры Ратай



Все "ИнтерВести"

система комментирования CACKLE

Подписка



Анонсы событий
Новости проекта

Укажите свой e-mail:




АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100