Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

Глава ФИПИ: доработанный ФГОС определяет лишь минимальную планку

29 Марта 2018 15:14

Обновленная редакция ФГОС четко отражает государственные обязательства школы. Такое мнение в интервью радио Sputnik выразила директор Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) Оксана Решетникова. «Это своеобразный общественный договор по фундаментальным вопросам: «чему мы учим детей», «на какой результат рассчитываем», «что является обязательным, а где остается область для вариативности учителя», ‒ отметила она, добавив, что стандарт прописывает тот минимум, ниже которого опускаться нельзя, но можно подниматься выше.

«Ясность в вопросе минимума содержания образования нужна всем – и детям, и учителям, и родителям», ‒ подчеркнула эксперт. Отсутствие единых нормативов содержания конкретной образовательной программы, по ее мнению, «может приводить к низкому результату ЕГЭ по некоторым предметным разделам, которые могли просто выпасть из внимания учителя».

Директор ФИПИ напомнила, что в настоящее время в Минобрнауки подготовлен не новый документ, а обновленная редакция действующего стандарта. «Этот стандарт, бесспорно, был и остается прогрессивным документом, в котором сделан акцент на обучение приемам применения знаний в учебно-практической деятельности», ‒ отметила эксперт, добавив, что в документе зафиксированы основные требования к формированию личностных, предметных и метапредметных компетенций школьников. При обновлении стандарта все концептуальные подходы были сохранены, заверила эксперт.Вместе с тем, по ее словам, в действующей редакции стандарт давал лишь общие установки на достижение результата, в документе отсутствовало содержание по каждому предмету. «В стандарте не было ответа, чему учить детей», ‒ пояснила она, добавив, что учитель находился в ситуации, когда он сам должен был разрабатывать рабочую программу, самостоятельно определяя содержание изучаемого предмета. По мнению эксперта, это перегружало учителя, поскольку основная его функция – формы и методы обучения, а отбор содержания должен задаваться нормативами.

Главное направление доработки обновленного стандарта, по ее мнению, заключается в описании предметного содержания с закреплением за каждым годом обучения и за каждым классом (с 1 по 9 класс).

Ответ на критику: «критика проекта направлена на сохранение хаоса»

Кроме того, глава ФИПИ развеяла опасения, связанные с лишением учителя вариативности. В стандарте сохранено условие того, что 30 процентов времени учитель вправе дополнять содержанием, которое формируется с учетом особенностей конкретного класса», ‒ пояснила она. Так, например, в стандарте по литературе в ряде случаев указан только автор, а выбор конкретного произведения остается за учителем.

Целесообразной она считает и идею закрепления содержания за определенным классом. «Закрепление материала за конкретными классами гарантирует ученику и его родителям обучение в едином образовательном пространстве, страхует его от стрессов при переходе в другую школу», ‒ сказала глава ФИПИ, добавив, что ребенок при переходе из школы в школы будет находиться в одинаковых рамках обязательного минимума, а вариативность постигать вместе с новым учителем.

По ее мнению, критика проекта ФГОС направлена на сохранение ситуации хаоса, содержит откровенно популистские элементы и игнорирует мнение, которое является основополагающим в профессиональном сообществе. «Письмо, размещенное на сайте «Гильдии словесников», породило мощное противодействие профессионального сообщества», — добавила она.

Реализация новшеств: «по каждому предмету четко обозначены результаты освоения в привязке к содержанию»

«Учителю гораздо легче реализовать обновленный стандарт, чем жить в парадигме отсутствия содержания», ‒ отметила глава ФИПИ. При этом она привела пример, связанный со стандартом по истории. «То, что сейчас содержится в обновленном документе, четко коррелируется с историко-культурным стандартом и подкреплено переходом всех школ на одинаковую схему изучения истории», ‒ пояснила она.

Говоря о таких предметах как физика, химия и биология, эксперт обратила внимание на то, что особое внимание уделено практической составляющей обучения. «Раньше практические работы выбивались из содержания предмета, а в новой редакции учителю будет понятно, какие практические работы необходимо проводить при изучении конкретных тем, с каким оборудованием работать, какой результат должен быть получен в результате освоения этой предметной области», ‒ добавила она.

В стандарте по иностранным языкам, по словам Оксаны Решетниковой, реализован современный коммуникативный подход к обучению, обозначена стратегия деятельностного подхода, по каждому предмету четко обозначены результаты освоения в привязке к содержанию. «Родитель приобретает понимание того, что происходит при обучении его ребенка», ‒ резюмировала директор ФИПИ.

РИА Новости



Все "Вести образования"

система комментирования CACKLE

Подписка



Анонсы событий
Новости проекта

Укажите свой e-mail:




АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100