Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

Какой дефектолог нужен школе

08 Ноября 2017 12:25

Зачем обычным школам ставки дефектологов?

Что изменится в программах педвузов? Чему должны учить дефектологи родителей школьников? Эти и другие вопросы обсуждались на II Всероссийским съезде дефектологов, где собралось более тысячи коррекционных педагогов.

Сегодня в России работают 80 тысяч дефектологов. Школам и детским садам надо еще как минимум 11 тысяч разных специалистов. Это сурдопедагоги, которые работают со слабослышащими и глухими детьми, тифлопедагоги – самые нужные специалисты для слабовидящих учеников, логопеды – специалисты по речи, олигофренопедагоги – учителя для детей с умственной отсталостью. Причем речь идет не только о коррекционных, но и об обычных садах и школах, которые теперь обязаны принимать и учить особенных детей.

Программы бакалавриата по дефектологии предлагают 115 вузов, магистратуры – 63.

– Ежегодно мы выпускаем более семи тысяч молодых специалистов, но из них работать в систему образования идут не более трех тысяч, – привела статистику заместитель министра образования и науки Татьяна Синюгина. – Из-за чего не идут молодые дефектологи в образовательные организации? Почему уходят из системы опытные? Актуальным является вопрос заработной платы. Нагрузка на дефектологов все увеличивается, при том что оплата их труда оставляет желать лучшего.

Раньше все дети с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья учились в коррекционных школах. Там к зарплате педагогов выплачивалась надбавка в 25 процентов. Сейчас школы перешли на подушевое финансирование, все педагоги поставлены в равные условия. Сколько у тебя учеников – столько и денег получаешь.

Если регион богатый и «особенный» ученик в коррекционной школе стоит дорого, то и зарплата у дефектолога может быть достойной, а если нет, рассчитывай на 14 – 15 тысяч, как, к примеру, в Тамбовской области.

Член комитета по образованию и науке Госдумы Олег Смолин считает, что самое главное сейчас – поднять престиж профессии дефектолога и увеличить зарплату хотя бы на 20 процентов. Такие решения находятся в ведении регионов, но законодательной базы для утверждения этих надбавок нет. А она нужна.

Низкие заработки – не единственная проблема. Программы педвузов по коррекционной педагогике устарели и нуждаются в обновлении.

– Появилась новая группа детей – имплантированные. После успешной операции ребенок слышит, но он уже привык вести себя как глухой. Ребенок должен прожить заново все этапы, как и его обычный сверстник. Ему надо помочь. Но на дефектологических факультетах этому не учат, – рассказал директор Института коррекционной педагогики РАО Николай Малофеев.

Очень сложная категория детей – аутисты. Их, к сожалению, становится в школах все больше. Долгое время эти дети считались необучаемыми. Сейчас ученые знают методики и педагогические приемы, но далеко не все дефектологические факультеты дают эти знания.

Для обучения будущих логопедов, сурдопедагогов и тифлопедагогов вузы мало используют виртуальные практики, которые экономят время. Например, при традиционном обучении студент идет в клинику и смотрит, как дефектолог работает с реальным пациентом. Условно говоря, один день – пять детей. Но можно ведь учиться, используя видеозапись или онлайн. Тогда за день ты посмотришь пять или 10 человек.

Жизнь заставляет спешить: если раньше университеты на дефектолога учили пять лет, то сейчас бакалавриат длится всего четыре года.

В открытой базе данных научных работ Института коррекционной педагогики 1500 посвящены дефектологии, но многие ли педагоги читают эти труды?

– У вузов появились новые задачи. Дефектологи должны уметь работать с семьями, помогать в выборе будущей профессии, знать особенности оказания ранней помощи детям с ОВЗ и, главное, уметь помогать ученикам с комплексными нарушениями. Модель образования дефектологов должна быть пересмотрена, – уверен ректор МПГУ Алексей Лубков.

В МПГУ нашли способ перевести бакалавриат других факультетов на пятилетний срок, предложив студентам двухпрофильное обучение. С дефектологией этого пока не получилось. Хотя многие эксперты считают, что надо вернуть в дефектологию пятилетнее обучение, сохранив в вузах ее традиционные направления.

Остро стоит вопрос профессиональной переподготовки кадров. Участники съезда рекомендовали создать учебно-методическое объединение вузов и региональных институтов повышения квалификации.

Минобрнауки подготовит перечень научных исследований детей с ограниченными возможностями здоровья, которые позволят делать прогноз дальнейшего обучения. У педагогов-дефектологов появится свой профстандарт. Съезды дефектологов планируется проводить не реже двух раз в год, а регионам рекомендовано организовывать ежегодные конкурсы профмастерства дефектологов.

Что изменится в вузах

Всех будущих учителей познакомят с основами дефектологии.

– Педагогов-дефектологов будут готовить не только к работе в системе образования, но и в здравоохранении, социальной сфере.

– Дефектологов для работы с малышами-аутистами, детьми с комплексными нарушениями обучат по особым программам.

– Появятся программы подготовки и переподготовки тьюторов, ассистентов для детей с ОВЗ.

Выучить особенного ребенка в школе – непросто. Но еще сложнее – дать ему хорошую профессию, которая будет нужна работодателям. Один из вариантов показать свои возможности и успехи – участвовать в Национальном чемпионате «Абилимпикс» для школьников и студентов колледжей. Этот чемпионат проводится для людей с инвалидностью.

По словам министра образования и науки Ольги Васильевой, более 70 регионов уже провели свои чемпионаты. В них приняли участие 3530 человек. 900 победителей приедут в Москву на Национальный чемпионат, который состоится с 1 по 3 декабря. Если в прошлом году участники чемпионата соревновались по 48 компетенциям, то сейчас – по 67. Резко увеличилось количество потенциальных работодателей, которые согласились поддержать «Абилимпикс». В прошлом году таких компаний было всего 25, в этом – 186.

Специальности для чемпионата подбираются так, чтобы все участники, независимо от диагноза, смогли показать свои способности. Например, слабослышащие и глухие успешны в веб-дизайне и ювелирном искусстве, люди с нарушением зрения – лучшие массажисты, а среди молодых специалистов с синдромом Дауна много талантливых поваров. Ребята состязаются в малярном деле, сварке, ландшафтном дизайне, флористике, токарных работах. Впервые в программу включены такие профессии, как «инженерный дизайн», «разработка виртуальной и дополненной реальности», «робототехника».

По итогам конкурсов прошлого года были трудоустроены 47 участников конкурса, стажировки получили 78 человек. К 2020 году 70 процентов колледжей и техникумов должны быть приспособлены для обучения студентов с ограниченными возможностями здоровья. И дело не только в пандусах и специальных лифтах. Для обучения инвалидов нужны специальные условия, тьюторское сопровождение и адаптированные программы.

Российская газета



Все "Вести образования"

система комментирования CACKLE

Подписка



Анонсы событий
Новости проекта

Укажите свой e-mail:




АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2017


 Rambler's Top100