Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

Школа в Германии: Вся правда о буднях учителя

11 Октября 2017 11:11

Юлия Плотникова уже четыре года работает в гимназии Ville-Gymnasium в городе Эрфтштадт (Северный Рейн – Вестфалия). Она преподает искусство и географию детям, которые учатся здесь с пятого по двенадцатый классы. В Германии школьное образование находится в компетенции федеральных земель, поэтому в системе обучения есть региональные различия. Юлия Плотникова рассказала в интервью DW об особенностях работы в своей школе.

DW: Как вы начали работать учителем в Германии?

Юлия Плотникова: Я закончила художественно-графический факультет педагогического университета в Орле. Российский диплом мне подтвердили, засчитав его как первый государственный экзамен (Erstes Staatsexamen). Но, чтобы преподавать в немецкой школе, нужен еще один предмет, который ты будешь вести. Я выбрала географию и, можно сказать, училась заново в Кельнском университете. Так я стала преподавателем искусствознания и географии.

– Как в Германии учат на педагога?

– После сдачи первого государственного экзамена начинается практическая часть – Referendariat. Она длится полтора года: параллельно с работой в школе нужно посещать уроки других преподавателей и семинары в университете.

Потом все сдают второй государственный экзамен (Zweites Staatsexamen), и на этом педагогическое образование считается оконченным. Этот процесс можно сравнить с ординатурой у врачей. Еще тем, у кого нет гражданства Германии, нужно подтвердить знания немецкого языка.

– Как определяют, кто пойдет учить в гимназию, а кто – в обычную школу?

– Образование у таких учителей разное. Например, будущие работники гимназий изучают географию так же тщательно, как и будущие географы. Ко всему этому добавляется методика преподавания. В гимназии подход к обучению более научный, углубленный. Учителя обычной средней школы не могут вести уроки в старших классах гимназии.

– Из чего состоят ваши будни?

– Наша гимназия – школа продленного дня (Ganztagsschule), здесь нет первой и второй смены. Сегодня, например, у меня девять уроков, включая два "окна", т.е. два перерыва. Завтра у меня только один урок. Нам не положено преподавать более семи часов в день.В общей сложности нагрузка составляет 25,5 часов в неделю (правило, распространяющееся на учителей гимназий в Северном Рейне – Вестфалии. – Ред.). Один из этих часов сегодня я дежурю в столовой и буду следить, чтобы дети аккуратно ели. Родительские собрания, конференции и "окна" не засчитываются как рабочие часы.

– В немецких школах тоже есть родительские собрания?

– Да. К примеру, в начале года у нас был родительский день, на котором выбрали главу родительского комитета в классе. Потом из всех этих людей избирают школьного главу комитета. Структура демократическая: на собраниях всегда есть представители учеников, родителей и учителей.

– А что с домашними заданиями?

– В идеальном варианте не должно быть много домашних заданий. У учеников до девятого класса после уроков есть час на их выполнение. Считается, что если дети сидят в школе до пяти вечера, им уже не до домашних заданий в свободное время.

– Насколько сложно преподавать на неродном языке?

– Я делаю ошибки – дети меня исправляют. Это приятно для учеников, между нами уменьшается дистанция. Ты можешь что-то забыть, а пятиклашка вспомнит.

– В Германии у многих учителей особый статус государственного служащего (Beamter). У вас он тоже есть?

– Нет, его я еще не получила, так как у меня пока нет немецкого гражданства. От этого статуса зависит зарплата, будущая пенсия и многие льготы. Я уже подала заявление, но это непростой процесс.

– В чем главное отличие немецкой школы от российской?

– Я завидую детям здесь: на уроках весело, все хотят отвечать, тянут руки. Совсем другая атмосфера – учитель не авторитарная персона. Дети могут подойти обнять. Когда у меня была первая встреча с новым классом, я стеснялась больше, чем сами дети.

По закону нам запрещено дотрагиваться до детей, но если ученик плачет, как его не обнять? Каждый решает для себя, насколько близко он подпускает учеников к себе. И еще здесь не списывают: это стыдно и если тебя засекут, сразу заберут работу.

– Фразу "звонок для учителя" никто не произносит?

– Конечно, есть разные учителя. Но таких, которые со сжатыми губами весь урок вещают у доски, очень мало. Немецкие школы ушли лет на 50-70 вперед по уровню преподавания. То, что я проходила в российском университете как современную педагогику, в Германии называли историей педагогики.

– А как решаются конфликты в классах?

– Я помню, что в моей школе был очень сильный моббинг. Здесь за конфликтами пристально следят и при первых сигналах пытаются разобраться. У нас есть специальная команда, которая этим занимается. У меня были сложности с девятым классом, в котором было трудно установить дисциплину. Строгость не помогает – это только обостряет отношения.

http://www.dw.com/



Все "ИнтерВести"

система комментирования CACKLE

Подписка



Анонсы событий
Новости проекта

Укажите свой e-mail:




АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2017


 Rambler's Top100