Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

Образование или обучение

08 Сентября 2017 12:00

Начался новый учебный год. Образовательный процесс пошел так, как ему предписано идти. Предписано законами, стандартами, локальными нормативными актами. Эффективными или неразумными. Но обязательными к исполнению.

Впервые за последние 25 лет учебный процесс начнется без меня. Дело к пенсии. Уже некогда исполнять многочисленные указы и приказы руководства, писать бесполезные многостраничные отчеты, публиковаться в нечитаемых научных изданиях, собирать ни на что не влияющую статистику. Хочется передать накопленные знания и опыт через газету, телевидение, книгу, Интернет – без жесткой цензуры, прописанной в эффективном контракте.

Собственно говоря, речь здесь пойдет о том, чем отличаются два ключевых понятия – образование и обучение. Обучение – слово понятное. Человек чему-то учится. Надевать носки, вытирать попу, писать, читать, рисовать. В результате обучения возникает умение что-то делать. В зависимости от качества обучения это умение бывает хорошим или плохим. Если качество обучения слишком низкое, то навык вообще не формируется.

С понятием «образование» дело обстоит сложнее. В общем смысле этот термин является достаточно широким. Например, муниципальное образование подразумевает некую общность на местности (город, поселок, деревню), а новообразование чаще всего связывают с раковым заболеванием. Да и в узком смысле слова не вполне понятно, что или кто образуется в результате обучения в образовательном учреждении. Однако сам учебный процесс предполагает по завершении появление некого продукта – выпускника школы или университета, образование которого подтверждено официальным документом – аттестатом или дипломом.

Таким образом, формально образование дает на выходе аттестованного или дипломированного специалиста, у которого предполагается наличие знаний и умений, предусмотренных стандартом или учебным планом. Здесь уместно лирическое отступление.

В рассказе американского фантаста Айзека Азимова «Профессия» обучение подавляющего числа людей осуществлялось мгновенно путем «зарядки» мозгов нужными знаниями и умениями. Это были прекрасные специалисты, пока что-то не менялось. Например, появлялся новый прибор. И тогда для работы с этим прибором требовалась «перезарядка» мозгов. Лишь немногие обучались по книгам, по крупицам собирая знания. Знания, которые потом помогали им изобретать новые приборы. Так как «заряженные» специалисты ничего изобрести просто не могли.

Чем-то рассказ отчасти напоминает нашу ситуацию. Формализация проникла и в школы, и в университеты. Можно долго спорить о пользе и вреде единого государственного экзамена, ЕГЭ. Тем не менее имеется уже устойчивая система формальной оценки знаний. И она дает свои плоды. Разные плоды.

У одной моей знакомой случилась беда. Дочь окончила школу с золотой медалью, но не смогла набрать много баллов на профильной математике. Не берусь судить, что было не так. Возможно, просто сказалось волнение ребенка. Но жизнь-то отчасти поломана. И желание хорошо учиться несколько поостыло. (Кстати, этой весной в семи учебных группах первокурсников я провел на эту тему дискуссии. Интересно, что примерно половина студентов была за ЕГЭ, а другая половина против.)

В высшей школе дела обстоят не лучше. Вспоминаю, как в 2003 году я смеялся над докладом, в котором утверждалась доктрина внедрения тестов вместо экзаменов. А зря смеялся. Тестирование проникло во все сферы высшего профессионального образования. Сегодня в ведущих вузах страны студенты сдают большинство зачетов и экзаменов через компьютерные тесты. Вроде бы это повышает объективность оценки. Роботы заменили экзаменатора. А скоро могут заменить и лектора. И тогда – вперед, к упомянутому рассказу Азимова.

Каждое дерево дает свои плоды. Образовательное древо в современной России каждый год дает урожай полуфабрикатов специалистов. Полуфабрикатов, не востребованных рынком труда. Не случайно практически все вакансии содержат требование «опыт работы». А без опыта, то есть без практического обучения реальным знаниям и навыкам, можно устроиться только менеджером по продажам. Или, проще говоря, продавцом.

Выход я вижу в самообразовании. Точнее, в самостоятельном обучении тому, что востребовано рынком труда. Сегодня есть колоссальные возможности для достижения этой цели. Возможности Интернета, дистанционного обучения. Не по формальным критериям, а по практическим наработкам тех специалистов, которые не связаны формальными узами официальных образовательных учреждений.

Независимая газета



Все "Вести образования"

система комментирования CACKLE

Подписка



Анонсы событий
Новости проекта

Укажите свой e-mail:




АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2017


 Rambler's Top100