Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

Евгений Ямбург: Семь раз отмерь – один раз отрежь

31 Августа 2017 11:15

Семь раз отмерь – один раз отрежь

Евгений Ямбург, директор школы №109, президент Ассоциации «Педагог XXI века»:

– Надо сказать, что профессиональный стандарт, который наша группа разрабатывала уже в 2013 году, в 2014 был принят. И это не было просто желанием что-то такое придумать на пустом месте. Это был ответ на вызовы и угрозы современности, потому что очень изменился труд учителя. Сегодня в одном и том же классе сидят дети и одарённые, и дети с проблемами здоровья, и дети с синдромом дефицита внимания. То есть потребовались новые компетенции, которые были включены в стандарт. Первоначальный вариант стандарта мы писали, исходя из тех новых профессиональных компетенций, которыми необходимо овладеть для того, чтобы успешно трудиться в новых реалиях. Безусловно, знание предмета остаётся в любой ситуации, никто этого не отрицает. Но прошло время, и мы приступили к следующему этапу, потому что было поручение президента, тоже абсолютно правильное, о создании национальной системы учительского роста. И нам нужно было переформатировать эти компетенции в новую систему. Я сразу хочу сказать - это было обговорено, в присутствии премьер-министра Дмитрия Анатольевича Медведева в августе прошлого года - , что любая внедряемая система не должна привести к тому, что учителя потеряют какие-то свои преференции. Мне идут письма со всей страны, что якобы отменят категории, отменят звания. Ничего этого не будет. Всё это сохраняется. И в этом смысле многие страхи базируются просто на недостаточной информации. Поэтому, безусловно, есть те учителя, и заслуженные, и с большим стажем, которые заслужили все эти преференции, и это правильно. Но вместе с тем существующая система не во всём отвечает уже новым требованиям, потому что звания пусть остаются, но, честно говоря, эти звания часто даются по итогам длительной работы, и, как сказал один мой коллега, у нас звание народного учителя обычно получают перед смертью. Это шутка. Нас же интересуют, конечно, молодые учителя.

Вот я - директор школы, я знаю, что послезавтра на педсовете я буду поздравлять десять молодых учителей, которые приходят в школу. Это счастье. Но надо им тоже создать перспективу роста. Поэтому мы какую работу проделали? Мы конвертировали, то есть перевели профессиональные компетенции в некие должности, где определили обобщённые трудовые функции. Есть просто учитель, который окончил университет и начинает работать в школе. Есть старший учитель, , который уже может форматировать программы (а сегодня очень много индивидуальных программ).

И есть ведущий учитель.

В данном случае речь идёт только об учительской квалификации. Руководители школ уже сегодня имеют право назначать учителей на эти должности, заключив трудовой договор, и это создаёт перспективы роста. И многие молодые хотят этого. Но здесь надо иметь в виду самую тонкую вещь - это оценка квалификации. И вот тут возникает вопрос: "А судьи кто?" В некоторых регионах учителя несут 50 килограммов портфолио, которые никто не читает, в других регионах отвечают на 500 вопросов. Понимаете, всё живое растёт снизу. До тех пор, пока, при всём уважении, чиновник будет единственным оценщиком, здесь будут превалировать административные подходы, довольно жёсткие, и это будет вызывать раздражение.

Поэтому и само обсуждение, и само внедрение новой системы должно апробироваться в территориях. Это не может быть формальное обсуждением за один месяц. Это первое. Во-вторых, сами учителя, те, которые владеют передовыми практиками, имеют высокий статус и рейтинг среди своих коллег, должны разрабатывать критерии оценки качества учительского труда.

В этом состоит задача ассоциации «Педагог XXI века». Она открыта, мы приглашаем. И не только для обсуждения. У нас нет ощущения, что мы бога взяли за бороду. Многие вещи, которые мы придумали, надо проверять «в полевых условиях». Но, во-первых, это должно быть нормативно закреплено, чтобы учитель не терял преференции, во-вторых, это должно быть и материально подкреплено. И в этой ситуации мы эту критику воспринимаем как помощь. Мы против немедленного внедрения, нам нужно время хотя бы до 2019 года. Семь раз отмерь - один раз отрежь.



Все "ИнтерВести"

система комментирования CACKLE

Подписка



Анонсы событий
Новости проекта

Укажите свой e-mail:




АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2017


 Rambler's Top100