Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

Анна Свирина: Онлайн-курсы заканчивает около 7% слушателей

30 Августа 2017 10:14

Анна Свирина, директор Чистопольского филиала «Восток» Казанского национального исследовательского технического университета имени А. Н. Туполева:

– С момента появления массовых онлайн-курсов (Coursera, Udacity, Openedu в Рунете), традиционному вузовскому образованию обещают скорую смерть. Сегодня вузы топ-500 предлагают онлайн-курсы, и часть моих зарубежных коллег-преподавателей не ведут занятия в обычных аудиториях, только онлайн. В моем университете онлайн-образование реализуется в системе Blackboard, но полностью онлайн читается не больше двух курсов. Сама идея перевести образование в онлайн энтузиазма у преподавателей не вызывает – большинство говорит, что университет и так уже перестал учить студентов, а если уйти в интернет, то исчезнет даже то качество обучения, которое есть сейчас. Соглашусь с ними применительно к инженерным дисциплинам – трудно понять, как научить, например, технологии производства без оборудования, а дистанционного управления лабораторным оборудованием современные онлайн-платформы обучения не предоставляют. В то же время мой опыт работы онлайн-лектором в латышском университете, и опыт включения онлайн-проекта X-culture - двухмесячное онлайн-обучение международному бизнесу - в образовательную программу - положительный. Выделю три основных плюса онлайн-курсов: доступность для слушателей, отсутствие временных ограничений и дешевизна для потребителя. Первая причина очень значима для любого, кто хочет послушать отдельный курс из ведущего университета. Я не могла поступить в Стенфорд, но Курсера позволила прослушать их курс по анализу социальных сетей и знать о них многое, что до сих пор не переведено на русский. Второе – курс в онлайне можно слушать в любое время, а не только тогда, когда он стоит в расписании вуза. Это дает возможность совмещать учебу и работу, или учебу на нескольких направлениях сразу. Третье – онлайн-курс на Курсере стоит почти в 50 раз дешевле, чем очный.

А теперь – три основных минуса: необходима очень высокая мотивация для завершения курса, трудно получить ответ на какой-либо сложный или специфичный вопрос, и дороговизна курса для университета. Про первое известно много – доля закончивших курс на Курсере – 7% от числа записавшихся. То есть 93% студентов курс не заканчивают, не хватает мотивации и самодисциплины. При этом раньше курс бросали 96% слушателей, то есть Курсера прогрессирует. Второе – вопросы в онлайн-курсах задаются на форумах. Чаще всего отвечает не только не автор курса, но даже не его ассистенты – а более продвинутые слушатели того же курса. Если вопросы простые, все работает хорошо, но специализированные вопросы часто повисают в воздухе. А в обычной аудитории хороший преподаватель как раз такие вопросы вылавливает и с удовольствием на них отвечает. Третья проблема в том, что запись хорошего онлайн-курса предполагает качественное видео, перезаписи, монтаж, новую методику преподавания и ряд других затрат. На выходе получается доступный многим курс, на который потрачены огромные деньги, но за который почти никто не готов платить.



Все "Комментарии"

система комментирования CACKLE

Подписка



Анонсы событий
Новости проекта

Укажите свой e-mail:




АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2017


 Rambler's Top100