Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

Как отменяются школьные занятия в Германии?

29 Августа 2017 0:00

Как часто в Германии отменяются школьные занятия?

Cлышали ли вы когда-нибудь о том, как часто отменяются занятия в немецких школах? Сколько часов учебных занятий безвозвратно теряют наши дети в течение года? Согласно данным Министерства образования Германии, отменяется не более 2–3% от всего объема занятий. Немецкий союз филологов утверждает, что отменяется не менее 8%. Кто из них прав? И может ли быть так, что эта цифра куда больше, чем утверждают официальные источники?

Крайне сложно поверить в то, что Министерство образования Германии не публикует статистику причин отмены школьных занятий. Ведь школьные занятия – это, по сути, основной вид деятельности каждой школы. Это настолько же странно, как если бы владельцы и менеджеры концерна «Volkswagen» не располагали бы данными о том, сколько машин они произвели за тот или иной квартал. Кроме того, в семьях школьников по нескольку раз в день от родителей звучат одни и те же вопросы: «Сколько сегодня уроков в школе?», «Все ли уроки будут?», «Будет ли замена или вас отпустят пораньше?», а вечером: «Как прошёл день?», «Почему отменили урок?», «Почему не было замены?».

Согласно недавнему исследовательскому опросу института Алленсбах, уменьшение количества отменённых школьных занятий является для немецких родителей вторым по важности требованием к образовательной политике правительства. На первом месте стоят проблемы учащихся начальных классов. Родители также являются и избирателями. Именно поэтому тема отмены школьных занятий входит в избирательную программу каждой оппозиционной партии, будь то «Социал-демократическая партия Германии» (СДПГ), «Свободная демократическая партия Германии» (СвДП) или же партия «левых» (DieLinke). И это можно было бы назвать очень хорошей тенденцией, если бы не одно «но». Стоит какой-либо оппозиционной партии победить на выборах и получить места в правительстве, как сразу некогда актуальная проблема отмены школьных занятий, так усердно обсуждаемая во время предвыборной гонки, уходит на второй план. Так как же на самом деле выглядит отмена занятий в немецких школах? В большинстве случаев учащихся предупреждают об отменённом занятии непосредственно перед его началом. Если занятие стоит в расписании последним, то детей чаще всего отпускают по домам. Если же занятие не последнее, то, как правило, учащихся оставляют в учебном кабинете одних. Администрация школ крайне редко выделяет учителей на замену. Почему? Всё просто – из-за крайне малого числа штатных педагогов.

Иначе обстоит ситуация с занятиями, на которых разбирается важная тема или пишется самостоятельная (контрольная) работа. В этом случае администрация школы начинает импровизировать и ставит на замену педагога с «родственной квалификацией». К примеру, учитель геометрии может заменить учителя по алгебре, а учитель по биологии – учителя по географии и т.д. Но очень часто бывает так, что учителя по алгебре, например, заменяет учитель истории, который обладает некоторыми математическими знаниями. Кто и как проверял его компетентность – знает лишь школьная администрация. Известны и крайне редкие случаи, когда замену не вышедшего на работу учителя осуществляли представители администрации школы. Гораздо большей проблемой является так называемая «структурная отмена занятий».Под структурной отменой занятий понимается отмена более 50% семестровых занятий по причине отсутствия основного или заменяющего педагога.В этом случае предмет изымается из школьной программы до следующего учебного года. Все полученные учащимися оценки (если таковые имелись) аннулируются. В школьной отчётности об успеваемости учащихся на месте отменённого предмета ставится прочерк, что означает «предмет в школе не преподавался». Все вышеперечисленное является серьёзной проблемой, о которой просто невозможно молчать. Именно поэтому обязанностью Министерства образования является не только публикация статистики по этой теме, но и активное продвижение и обсуждение данной проблемы в обществе.Ведь, согласитесь, трудно поверить в то, что министр образования не получает документы с содержательным анализом того, на какой территории, как часто и по какой причине отменяются школьные занятия. В свою очередь, родители учащихся должны активнее проявлять свою позицию и добиваться официальных развёрнутых ответов по данному вопросу.

В заключение отметим, что отмена занятий будет происходить вне зависимости от ситуации на рынке труда, величины заработной платы или отношений с администрацией школы/коллегами. Преподаватель всегда может неожиданно заболеть, а администрация школы не сможет вовремя найти ему замену. Однако одно дело единичный случай, другое – систематическая отмена занятий по всей стране.

Zeit



Все "Новости Эврики"

система комментирования CACKLE

Подписка



Анонсы событий
Новости проекта

Укажите свой e-mail:




АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2017


 Rambler's Top100