Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

Новый подход к учебе в школе: без оценок и спешки

28 Августа 2017 0:00

Школы США постепенно осваивают новый формат обучения, в котором вместо привычных учебных планов, где темп прохождения учебного курса строго регламентирован, ученикам позволяют изучать темы учебного курса до тех пор, пока они ее их освоят. Школы, участвующие в эксперименте, отказались от привычных оценок. Единственная задача, стоящая перед учениками, – рано или поздно освоить материал.

Школьникам, испытывающим сложности, предоставляется достаточно времени для практических занятий. Тем, кто быстро усваивает материал, дается возможность пройти курс быстрее. В целом, школьники работают над письменными заданиями и онлайн-уроками в своем темпе. Они всегда в курсе того, какими навыками они уже овладели, а какими еще предстоит.

Обучение, основанное на компетенциях, активно распространяется в США. Штаты Вермонт и Мэн приняли законы, требующие от школьных округов постепенно внедрять новую систему. Штат Нью-Гэмпшир также внедряет эту систему обучения и проводит эксперимент по новому методу оценки знаний, который заменит большую часть стандартизированных тестов. 10 школьных округов штата Иллинойс, включая Чикаго, участвуют в эксперименте.

Более 40 школ города Нью-Йорк приняли программу. Необычной программу делает то, что школы переходят на нее добровольно. Там, где участие в эксперименте обязательно (например, в Портленде, штат Мэн), к нему относятся негативно. Родители и учителя недовольны тем, что затратный по времени, иногда сбивающий с толку эксперимент навязан сверху. Некоторые уверены, что выделять неограниченное количество времени на освоение школьного материала – неэффективно.

В Нью-Йорке действует и развивается программа Mastery Collaborative, в рамках которой опыт экспериментальных школ проверяется и передается другим школам, переходящим на эту систему обучения. На сегодня в городе 8 таких экспериментальных школ. Школы, в которых успеваемость учеников невысока, надеются, что изменения в подходе к обучению помогут повысить результаты экзаменов. Однако новые методы набирают популярность и в прогрессивных школах, где ученики показывают хорошие результаты, а также в школах для одаренных детей и в школах для недавно прибывших в страну иммигрантов.

Этой осенью департамент образования Нью-Йорка рассчитывает расширить область применения нового подхода. Школы города смогут увидеть, как работает новый подход, даже если они пока не рассматривают перспективу перехода на него. В ходе мастер-классов у школ, не участвующих в эксперименте, будет возможность перенять некоторые практики для применения у себя. Развитие онлайн-обучения ускоряет переход. Вполне естественно, что школы, внедряющие новый подход, – это часто те же школы, которые вложили ресурсы в обучающее программное обеспечение.

Родоначальником обучения, основанного на компетенциях, считают Бенджамина Блума, профессора Чикагского университета и психолога методов обучения, который в 60-х годах прошлого века поставил под сомнение эффективность стандартных методов школьного образования. Он придумал более целостную систему, в которой ученик должен продемонстрировать знания прежде, чем двигаться дальше по учебному плану. В то время его стратегия не получила широкого распространения, потому что была довольно трудозатратна для учителей. С развитием информационных технологий, позволяющих быстро подбирать индивидуальные задания и служащих платформой для онлайн-уроков, она получила новую жизнь.

Джой Нолан, одна из руководителей программы Mastery Collaborative, сказала, что метод дает всем школьникам, вне зависимости от их успеваемости и уровня знания, большую свободу действий и возможность развиваться.

Некоторые из школ, которым она помогает, перешли на обучение, основанное на компетенциях, чтобы помочь ученикам, входящим в группу риска и разочаровавшимся в учебе.

Конечно, есть люди, которые критикуют обучение, основанное на компетенциях. Так, Эми Слэйтон, профессор Дрексельского университета, считает, что этот метод внедряется для снижения затрат: активное использование компьютеров может означать увеличение количества учеников в классах и меньшее количество учителей.

Сомневаются в эффективности нового подхода и другие специалисты. Профессор педагогического факультета Мичиганского университета Эллиот Солоуэй утверждает, что школьники учатся, постепенно наращивая объем знаний и часто возвращаясь к этим знаниям. Поэтому он не согласен с утверждением, что способность успешно пройти ряд тестов доказывает усвоение материала и считает, что вскоре после этой контрольной процедуры школьники забывают изученный материал. Солоуэй считает, что приверженцы обучения, основанного на компетенциях, не понимают основ того, что такое обучение.

Со своей стороны, сторонники нового метода уверены, что существующая система образования неэффективна. Слишком многие школьники не готовы к продолжению образования и построению карьеры по окончании школы. В прошлом году только 61% выпускников, сдававших экзамен ACT (стандартизированный тест для поступления в колледжи и университеты США), имели достаточную для обучения в вузе подготовку по английскому языку. Лишь 41% знали математику на уровне, достаточном для получения высшего образования.

Но даже сторонники метода признают, что у него есть проблемы. Переход на обучение, основанное на компетенциях, – это долгий и сложный процесс. Кроме того, некоторые члены педагогического коллектива могут быть против его использования. Например, 7 учителей нью-йоркской средней школы № 442 уволились после того, как школа перешла на новую систему.

В то же время в Нью-Йорке, где учащиеся говорят на более, чем 200 языках, и приходят в школы с разным уровнем подготовки, некоторые школы переходят на новую систему, потому что это единственный выход.

Например, большинство учащихся старшей школы Flushing International – недавние иммигранты. Обучение, основанное на компетенциях, помогает им сосредоточиться на изучении английского. Благодаря ему, они могут учиться говорить, читать и писать и одновременно получать академические знания и навыки.

Для уже упоминавшейся 442-ой школы новый подход стал ключом к успеху. В 2013-14 учебном году всего 7% школьников показали хотя бы удовлетворительные результаты по чтению; лишь 5% имели требуемый уровень знаний по математике. А два года спустя уже 29% учащихся показали хорошие результаты по английскому, 26% - по математике; это примерно соответствует средним результатам по Нью-Йорку.

Чтобы система заработала, учителя школы составили список навыков, которыми должен обладать каждый ученик для перехода в следующий класс. Для этого они использовали образовательные стандарты Common Core и методические рекомендации штата Нью-Йорк по составлению учебных программ. Так, список для шестиклассников содержит 37 навыков по математике и 37 навыков по английскому языку: в частности, уметь складывать и вычитать десятичные дроби, выявлять главную мысль текста и т.д.

Вместо оценок используются цветовые обозначения: красный цвет означает, что ученик еще не овладел навыком на требуемом уровне, желтый – почти достиг требуемого уровня, зеленый – ученик полностью овладел навыком, а голубой – что школьник овладел навыком на более высоком уровне, чем того требует стандарт. Такая шкала призывает школьников думать об обучении как о процессе.

Считается, что ученик овладел каким-либо навыком, если он трижды смог доказать это, например, объяснив учителю процесс решения какой-либо задачи или получив хорошую оценку в онлайн-тестировании. Если он не смог научиться чему-то с первого раза, но освоил навык до конца учебного года, то всё равно получит “хорошую” оценку. Кроме того, у школы есть онлайн-система для оценки поведения.

Мисс Гендузо, работающая в 442-ой школе, рассказала, что школа перешла на обучение, основанное на компетенциях, в сложный период. Треть учащихся школы составляли дети с особыми потребностями, при этом они учились вместе с учениками, показывающими отличную успеваемость.

Тогда персонал было решено ввести в образовательный процесс компьютеры: некоторые учителя использовали их во время уроков, другие посчитали хорошей идеей использовать их как дополнение к консультативной системе для учащихся. Эти изменения привели к обсуждению того, что происходит на уроках, и не следует ли попробовать новый подход к обучению.

Начался постепенный переход на обучение, основанное на компетенциях. Сначала школа предложила школьникам больше практических занятий. Например, семиклассники работали над проектом кейтеринговой компании и применяли знания математики на практике, рассчитывая цены блюд и возможные скидки.

В следующем году учебная программа была изменена. Школьники сами ставили себе цели по улучшению своего поведения, например, чаще приходить вовремя или более регулярно выполнять домашнее задание, и указывали их в онлайн-профиле. Наставники следили за их прогрессом. Новая программа имела большой успех среди детей и учителей.

Год спустя педагоги школы составили список желаемых академических результатов, полагая, что если школьники смогли скорректировать свое поведение, поставив себе цель и заявив о ней онлайн, возможно, такой подход сработает и для академических навыков и знаний.

Джаред Саттон, 27-летний учитель алгебры, помог разработать программу Hive, которая используется для оценки учащихся по новой системе. Школьники могут пользоваться ей для проверки своего прогресса как на мобильных телефонах, так и на компьютерах.

К прошлой весне новый подход окончательно сформировался. Сейчас на стенах школы можно увидеть плакаты с высказываниями, выражающими философию школы: «Неудача означает, что ты пытаешься», «Быть неправым – это ключ к тому, чтобы быть успешным.

Перевод Анны Шивриной

https://www.nytimes.com/2017/08/11/nyregion/mastery-based-learning-no-grades.html



Все "Новости Эврики"

система комментирования CACKLE

Подписка



Анонсы событий
Новости проекта

Укажите свой e-mail:




АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2017


 Rambler's Top100