Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

Владимир Бацын: Про степени свободы

28 Августа 2017 0:00

Всегда трудно комментировать подобные чисто информационные тексты – их авторы-журналисты чаще всего фиксируют не столько суть образовательной проблематики, сколько собственные довольно случайные и поверхностные «конкретные» впечатления. Особенно сложно сказать что-либо по существу, если речь идет о реалиях образовательной системы, функционирующей в совершенно ином социокультурном (а также политическом, управленческом, правовом и т.д.) контексте.

Но, с другой стороны, именно своеобразие этих реалий сразу бросается в глаза. Не стану перечислять их – каждый читатель сам без труда выделит что-то «своё». Назову только один-единственный аспект, который, на мой взгляд, имеет принципиальный характер.

Это – те степени свободы, которые допускаются системой образования в отношении произвольных решений и действий упоминаемых в заметке участников образовательного процесса: учеников, учителей, школ, штатов. Видно, что их связывает между собою не жесткая иерархическая вертикаль, а довольно гибкие отношения совместного поиска организационных и содержательных решений, наиболее адекватно отвечающих конкретным объективным обстоятельствам, – причем эти решения принимаются самими учителями и школами самостоятельно, «без спросу». Мало этого – и результаты решений оцениваются ими (а экзамены выступают в роли формальных индикаторов детско-взрослых достижений).

Именно эти степени свободы предопределяют буквально «вопиющую» субъектность учеников: они, видите ли, «ставят себе цели по улучшению своего поведения, – например, чаще приходить вовремя или более регулярно выполнять домашнее задание»! А учителя сами (никакое не министерство) составляют список желаемых академических результатов, вполне серьезно рассчитывая, что подростки (тоже сами) повысят прилежание в отношении своих академических навыков и знаний. И ведь, судя по заметке, срабатывает!

Разумеется, при желании можно истолковать рассказанное прямо противоположным образом: и дисциплины-де нет, и знания-де слабые, и компетентностный подход только-только начали осваивать, а у нас он уже давно внедрен – в соответствии с Федеральным стандартом, которого у них тоже нет.

Зато у них растет число учеников, учителей и школ, которые имеют право на самостоятельность и пользуются им: сами знают, что делать и делают – здесь и сейчас.

Владимир Бацын



Все "Комментарии"

система комментирования CACKLE

Подписка



Анонсы событий
Новости проекта

Укажите свой e-mail:




АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2017


 Rambler's Top100