Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

Формула любви и нелюбви к рейтингу

23 Августа 2017 0:00

Формула любви и нелюбви к рейтингу

В фейсбуке развернулась жаркая дискуссия на тему рейтинга школ.

Все началось с поста директора школы «Покровский квартал» Ильи Новокрещенова, который призвал директоров школ не спешить пугать людей показателями только академической результативности ребят. "Не поленитесь, прочитайте внимательно критерии столичного рейтинга, – пишет он, – у нас учитываются далеко не только предметные результаты, есть место для совершенно разных показателей, московский рейтинг сегодня действительно многомерный! Для нетщеславных замечу, что рейтинги не просто призваны потешить самолюбие одних и развить комплексы у других, они дают картинку и того, в каком темпе школа развивается, и того, как направление ее развития соотносится с тем, что важно для государства и общества, в разрезе качества образования наших детей. «Покровский квартал» значительно увеличил количество баллов по итогам года, посмотрим как это отразится на месте школы в рейтинге, есть ощущение, что очень многие московские школы совершили в последнее время качественный рывок!».

Мы решили собрать мнения, которые звучали в комментариях.


Я своим коллегам запрещаю говорить про "слабые и сильные классы"

Илья Бронштейн, директор школы №1468, г. Москва:

– Как горячо реагирует экспертное сообщество на тему рейтинга! Я уж думал, что все привыкли. А если серьёзно, то удивлён, что все снова про качество образования в конкретной школе заговорили. Рейтинг это не отражает. Это честно в его названии написано: "Рейтинг вклада школ в качественное образование московских школьников". То есть мы говорим о значимых ДЛЯ ГОРОДА показателях и о том, как результаты школы в них отражаются. Вопрос динамики хороший, но важен только школьным управленцам, а не городу в целом (без крайних ситуаций, естественно). Поэтому рейтинг не показывает и не будет показывать, лучше одна школа другой или хуже. Он будет показывать, сколько значимых показателей достигнуто и в каком объёме.

Теперь о зарплатах. Все почему-то решили, что высокие зарплаты в Москве – это само собой разумеется. Но при этом забыли, что регионы со схожими отраслевыми расходами показывают куда меньший уровень зарплат педагогов. А значит, ничего "само собой" здесь не произошло. Это следствие применения чётких показателей (майские указы) и полноценная работа механизма формульного финансирования. Я удивлён, что глубокоуважаемые эксперты в этой дискуссии ссылаются на ситуации "недовольства педагогов объединением". Хочу спросить: "А про удовлетворённость доходом их спросили?" Вещи-то взаимосвязанные. Формула финансирования выровняла возможности, формула рейтинга установила целевые показатели, формула объединения выровняла возможности педагогических коллективов, формулы аттестации и исчисления зарплаты директора задали мотивацию руководителей. Вот и весь секрет. А ещё меня напугали вопросы про детей. Я своим коллегам запрещаю говорить про "слабые и сильные классы". Есть классы, с которыми нормально работали, а есть классы, которым не повезло. Наша задача – сделать так, чтобы вторых не было.

Владимир Погодин, учитель лицея №1535, г. Москва:

– Как красиво и четко вы расписали суть бюрократической культуры, транслирующейся сверху. Т. Базаров: "Лидер выступает сильным руководителем, который стремится сформулировать конкретную систему правил и норм в организации и следовать ей. Ключевыми положениями в бюрократической культуре выступают предписания и договоренности, что еще больше укрепляет позицию руководства и его стремление следовать правилам". Например, формула финансирования, с точки зрения бюрократической культуры, не выровняла возможности, а четко распределила ресурсы. Ресурсы и возможности – разные вещи, учитывая, что ресурсы вполне подсчитываемые и материальные.

Формула рейтинга установила целевые показатели, но это показатели внешние, они носят формальный характер. Это те правила и направления, которые заданы для единицы московского образования и структурируют деятельность этой единицы. Например, в партиципативной культуре эти параметры обсуждались бы, в бюрократической же обсуждение носит вырожденный характер или отсутствует вообще.

Формула аттестации не задает мотивацию руководителей, а фильтрует их Вычищает, если угодно – "партийная чистка" не перестала являться одним из отличительных признаков бюрократической культуры. И так далее – если рассматривать параметры и формулы, не находясь внутри культуры, где они порождаются, можно отметить их внутреннюю противоречивость. Как, собственно, в любой другой культуре, только в других культурах другие противоречия.

Я жду опубликования рейтинга

Мария Андрианова, директор школы «Многопрофильный комплекс Бибирево»:

– Мне хотелось бы отозваться, как директору не "бутовской" школы, а общеобразовательной школы в Бибирево, типичного спального района на окраине Москвы.

Итак, да, я жду опубликования рейтинга.

Первое, что мне важно отследить – это собственно динамику развития школы относительно тех же образовательных результатов прошлого года. На мой взгляд, здесь все логично. У школы есть цель и задачи, важно анализировать, что уже получается хорошо, к чему нужно стремиться. Уже два года подряд наша школа динамично развивается и это не может не радовать. Тем не менее, мы точно знаем наши "слабые" места. Работаем над преодолением ситуации.

Второе, интересно наблюдать, как развиваются другие (соседи по прошлогоднему рейтингу), какие шаги предпринимают педагогические коллективы школ, чтобы повысить качество образования. Мне кажется, рейтинг, об объективности которого зачем-то спорят, нужно использовать как инструмент реализации внутренних школьных планов, которые неразрывно связаны с задачами и которые перед нами ставит современное московское общество. Не смогла пройти мимо и фразы о "сладком" настрое московских директоров. Хочу заметить, что дело не в надуманном оптимизме, а в том, что у Московского образования последние несколько лет есть сонаправленное движение (не важно, в каком районе и школе ты работаешь или учишься). И это движение анализируемо и регулируемо. Когда виден результат (пусть промежуточный), вырисовывается ситуация успеха внутри конкретной школы. Лучшего стимула, на мой взгляд, для работы нет. Это, кстати, ещё один смысл рейтинга.



Все "Событие дня"

система комментирования CACKLE

Подписка



Анонсы событий
Новости проекта

Укажите свой e-mail:




АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2017


 Rambler's Top100