Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

Ученики и учителя: как уменьшить стресс в начале учебного года

21 Августа 2017 0:00

По мнению Лиз Бартоли, клинического психолога и гипнотерапевта, стресс, который испытывают в начале учебного года дети, а также учителя и родители, неизбежен, но его можно и нужно контролировать.

Уже при поступлении в подготовительный класс, отмечает она, дети испытывают сильный стресс. Конечно, многое зависит от того, ходили ли они прежде в ясли и детский сад, в этом случае стресс будет меньше, но так или иначе он неизбежен: дети тяжело переживают необходимость расстаться с родителями на время уроков.

Многое зависит от поведения родителей, от того, насколько они сумеют подготовить детей к такой серьезной перемене в их жизни. Значение имеет и их собственный школьный опыт, ведь если родители испытывают тревогу, дети это неизбежно почувствуют. Что касается начальной школы, то дети каждый раз переживают начало учебного года как серьезный переход: теперь они будут учиться с детьми постарше и в течение года им предстоит многого добиться. В этом случае дело не в том, что изменилось окружение, а в том, что ребенок боится не оправдать ожиданий окружающих.

Обычно те дети, чей предыдущий школьный опыт был благоприятным, испытывают гораздо меньший стресс и радуются тому, что встрется со своими товарищами. Родители должны их подготовить: за несколько дней до начала занятий помочь им вернуться к школьному режиму, сделать приятным поход за школьными принадлежностями, постараться проводить их в день начала занятий и побыть с ними, когда они вернутся, чтобы выслушать то, что они расскажут. Если ребенок меняет школу, важно сходить с ним в новую школу, чтобы он мог осмотреться. В принципе, каждый случай уникален, но сам по себе стресс вполне нормален, поскольку ребенок проживает разрыв после долгого времени, проведенного вместе с родными. Ребенок думает, все ли будет хорошо, как будет с ним обращаться учитель, но через несколько дней обычно все налаживается.

Очень важный этап – переход в коллеж, ведь теперь все радикально изменится: будет другая организации учебы, новое расписание, много преподавателей, к которым тоже надо привыкнуть, и будут другие одноклассники. В целом дети радуются тому, что они стали старше, у них уже есть школьный опыт, и стресс будет меньше, но все же он остается. У детей всегда есть способность к адаптации, но в это время им особенно нужна поддержка. В этом случае стресс может оказаться полезным и усилит их способность к адаптации, которая понадобится им и во взрослой жизни.

Психолог советует родителям еще летом подготовить детей, обсуждая с ними предстоящие перемены и стараясь, чтобы они всегда видели их позитивную сторону, а также прислушиваясь к их опасениям. Также летом Лиз Бартоли рекомендует выполнять дыхательные упражнения и упражнения на релаксацию, которые позволяют улучшить самочувствие и снизить стресс. Если ребенок научится таким упражнениям, то в школе он сможет успокоиться самостоятельно. Особенно пугливому ребенку поможет какая-нибудь вещица, которая напоминает ему о доме, например камешек, прикасаясь к которому он сможет успокоиться.

Отлично, если преподаватели сами могут показать детям дыхательные упражнения или предложить представить какую-то приятную картину. Для этого не нужна специальная подготовка: достаточно предложить детям представить их любимый цвет или картинку, которая им нравится, подышать животом, и сам учитель может принять участие в этих упражнениях.

Учителя также испытывают стресс, поскольку в начале учебного года они знакомятся с новыми учениками, им нужно установить правильные взаимоотношения с классом и привыкнуть к рабочему режиму после длительного отпуска.

По словам психолога, дыхательные упражнения и релаксация, даже если посвятить им всего несколько минут в первый день занятий, окажутся очень кстати и помогут установить связь с детьми, особенно в начальных классах.

Vousnousils.fr

Перевела Александра Ратай



Все "Новости Эврики"

система комментирования CACKLE

Подписка



Анонсы событий
Новости проекта

Укажите свой e-mail:




АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2017


 Rambler's Top100