Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

Проблемы цифрового образования в немецких школах

17 Августа 2017 0:00

Планшеты и интерактивные доски на школьных занятиях… Звучит современно. Однако на деле порой все далеко не так безоблачно, как может показаться на первый взгляд. В интервью газете «Süddeutsche Zeitung» школьный учитель откровенно рассказывает обо всех проблемах цифровых инноваций – нехватке планшетов на занятиях, постоянно разряженных аккумуляторах, а также безграмотных учителях и учащихся.

– Господин Штеппих, многие мировые эксперты придерживаются мнения о том, что Германия пока не может похвастаться высоким уровнем развития цифровых технологий и внедрения инноваций. Согласны ли Вы с этим утверждением?

– Абсолютно. В 1999 и 2001 годах мои ученики участвовали в программе по школьному обмену с учащимися из Великобритании и США, и я их сопровождал. Так вот, даже в те годы ситуация с цифровым оборудованием в английских и американских школах была на порядок лучше, чем сегодня в моей собственной школе.

– И в чём же заключались различия?

– В наличии среди персонала английских и американских школ системного администратора и штатного техника-механика. Преподавателей не обязывали выполнять их работу. Например, чинить компьютеры, настраивать Интернет-соединение или же устанавливать антивирусные программы. Учителя работали с техникой исключительно с педагогической точки зрения.

– А с самим оборудованием у Вашей школы были проблемы?

̶ Как ни странно, с наличием оборудования никогда особых проблем не возникало. Однако даже самое современное и высокопроизводительное оборудование нуждается в профессиональном обслуживании и поддержке, которых ни у нас, ни у большинства немецких школ попросту нет. Заниматься этим приходится самостоятельно, даже несмотря на то, что количество единиц техники уже перевалило за 100.

̶ То есть в Вашей школе преподавателям приходится самостоятельно заниматься техническим обслуживанием компьютеров?

̶ Всё верно. Больше того, скоро мой коллега, в обязанности которого входит обслуживание 130 школьных компьютеров, уходит на пенсию, и я уже волнуюсь, кто возьмет на себя его работу.

̶ Как Вы считаете, будет ли успешным проект «Цифровой пакт», который так активно продвигает сегодня министр образования?

̶ Изначально проект сулил весьма неплохие перспективы. Пять миллиардов евро, посредством которых госпожа Ванка планировала модернизировать немецкое образование, вполне могли стать тем необходимым «толчком к развитию», которого так не хватало всей Германии. Однако, вместо масштабной и всеобъемлющей модернизации, они (министерство образования) выбрали самый лёгкий путь. Все деньги были инвестированы в покупку современного оборудования, при этом на специалистов и обслуживание решили не тратиться. В итоге, когда-то перспективный многомиллиардный проект превратился в «многомиллиардную могилу».

̶ Правительство планирует закупить планшеты и провести беспроводной Интернет во все школы Германии с оплатой их обслуживания за счет городов и общин, к которым принадлежит та или иная школа.

̶ Это именно то, о чём я и говорю. А что, если у города не будет средств на оплату обслуживания всех этих новшеств? Что, если правительство города, а затем и правительство всей земли спросит, зачем им платить неимоверные деньги за оборудование, без которого они и так прекрасно обходились?

̶ Получается, что правительство, само того не подозревая, разделяет общество на богатых и бедных. Крупные города с радостью согласятся участвовать в проекте, в то время как бедные общины будут вынуждены отказаться и вернуться тем самым к прежней модели образования.

̶ Совершенно верно. Ведь не у каждой школы, как, к примеру, у моей, есть состоятельные родители, а также весьма активный и влиятельный профсоюз, которому не сложно пожертвовать 25 000 евро на покупку планшетов. К слову, их обслуживание обходится гораздо дешевле, чем обслуживание одного компьютерного класса.

̶ Сколько планшетов в вашей школе?

̶ В общей сложности у нас имеется 120 планшетов и 4 специально оборудованные для них тележки. Чтобы иметь возможность поработать на уроках с планшетами, преподаватели должны предварительно забронировать их. После использования планшеты необходимо разместить в тележке для осуществления их зарядки. Однако, к сожалению, некоторые наши коллеги об этом забывают.

̶ А как именно вы используете планшеты на занятиях?

̶ Я, например, довольно часто прошу своих учащихся написать краткое изложение на одну из предложенных тем. Благодаря планшетам выполнить это задание будет куда интереснее, чем просто ручкой на бумаге. После того, как сочинения написаны, учащиеся загружают их на специальный электронный портал нашей школы, где учителя и учащиеся из других классов могут их прочитать, оценить или прокомментировать. Помимо этого, мы используем планшеты на уроках математики, работая в различных математических программах. На физике планшеты помогают в организации и проведении всевозможных сложных экспериментов, а на биологии мы смотрим на них обучающие видео.

̶ Учителя охотно пользуются электронными порталами и платформами по электронному обучению?

̶ Из 110 преподавателей нашей школы подобными сервисами пользуются лишь единицы.

̶ Почему так мало?

̶ По двум причинам. Одни не хотят осваивать эти системы под предлогом чудовищной загруженности, другие попросту отвергают любые технологические преобразования и всё, что с ними связано. Инновационным методам обучения они предпочитают традиционные.

̶ Как вы думаете, зависит ли от возраста интерес к современным цифровым гаджетам и инновационным сервисам?

̶ Нет. Среди 100 стажеров, которые ежегодно проходят у меня обучение информационной грамотности, большинство с успехом пользуется «Whatsapp-ом» и «Facebook-ом». Жаль, правда, что никто из них не имеет ни малейшего представления о том, как эффективно пользоваться другим функционалом их гаджетов.

̶ Неужели всё настолько плохо?

̶ Трудно сказать. К примеру, никто из них не знаком с приложением «Snapchat», считающимся одним из самых важных приложений для учащихся после «Whatsapp-а» и «Instagram-а». Да, преподавателей старой школы всегда было крайне сложно обучить использованию современной цифровой техники. Они выросли в совершенно другое время, когда всего этого технического изобилия не было. Привыкнув к старому темпу жизни, они попросту не хотят учиться чему-то новому, считая все эти новшества в лучшем случае бессмысленными. В худшем – вредными.

̶ Но ведь «Snapchat» – это мессенджер для обмена изображениями и видео. Почему преподаватели должны уметь им пользоваться?

̶ Преподавателям совсем не обязательно пользоваться этим сервисом постоянно. Сервис лишь должен стать для преподавателя своего рода проводником в жизненный мир учащихся. Ведь сегодня социальные сети таят в себе множество опасностей и трудностей, с которыми сталкиваются дети. Терроризм, насилие, жестокость, сексуальные домогательства – всё это не только негативно сказывается на поведении подростков, но и сильно травмирует их психику. Преподаватели должны быть в курсе, какими средствами коммуникации пользуются их подопечные. Отсутствие же подобных знаний или нежелание преподавателя быть в курсе проблем учащихся может привести к необратимым последствиям и новым проблемам, решить которые будет крайне сложно.

Как начинающий преподаватель может повлиять на систему образования?

На мой взгляд, все нынешние студенты, которые так или иначе планируют связать свою жизнь с преподавательской деятельностью, просто обязаны обладать навыками информационной (медийной) грамотности. К сожалению, сегодня с этим наблюдаются серьёзные проблемы, т.к. в немецких университетах преподаёт поколение медийно безграмотных профессоров. Многие из них до сих пор читают лекции, сопровождаемые слайдами в программе «PowerPoint» с текстами из 300 слов.

Согласно сообщению Министерства просвещения, все дети, которые в 2018 году будут поступать в школы, станут грамотными пользователями ресурсов цифрового мира. Насколько реалистичны подобного рода заявления?

Если мы будем и дальше продолжать развиваться в темпе последних 20 лет, то вряд ли можно будет говорить о каком-либо успешном движении к достижению этой цели. Сегодня цифровой мир постоянно развивается. Немецкому правительству и министерству просвещения необходимо осознать всю ценность цифрового мира и научиться использовать его блага себе на пользу.

– Что, если проект госпожи Ванка не получит должного финансирования и в итоге окажется нерентабельным?

– В таком случае мы рискуем вновь оказаться на задворках цивилизации. Но для меня совершенно ясно одно: наш мир все больше становится цифровым. И наша главная задача оптимально подготовить наших детей к полноценной и достойной жизни в этом мире.

Süddeutsche Zeitung



Все "Новости Эврики"

система комментирования CACKLE

Подписка



Анонсы событий
Новости проекта

Укажите свой e-mail:




АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2017


 Rambler's Top100