Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

Ольга Васильева: Никаких резких поворотов в системе образования не будет

08 Августа 2017 0:00

Автор: Ольга Ситникова

Москва, 8 августа. Министр образования и науки России Ольга Васильева встретилась с журналистами ведущих СМИ, чтобы подвести итоги первого года на посту главы Минобрнауки РФ и поделиться планами на будущее.

Предваряя вопросы о новых переменах и реформах, она заявила, что развитие может идти только эволюционным путем, и никаких резких перемен министерство не планирует. «На сегодняшний день никаких резких поворотов никто не собирается делать. Очень важно, что в нашей системе сложилась ответная реакция министерства на те запросы, вызовы и просьбы, которые идут со стороны родительского, педагогического сообщества и учителей. Они связаны с теми проблемами, которыми мы сейчас занимаемся», – сказала Васильева.

РЕГИОНЫ ПОЙДУТ ПО РАЗНОЙ МОДЕЛИ

Самым обсуждаемым вопросом деятельности новой команды Минобрнауки сейчас, безусловно, является переподчинение школ с муниципального на региональный уровень. Как сообщила министр, оно будет проходить по разной модели. Это планируется как в пилотных регионах, так и в целом по стране после окончания эксперимента.

«Плюс перехода из муниципального в региональное подчинение – более четко выстраивается содержательная часть. На сегодняшний день школа сама может заниматься и финансово-хозяйственной деятельностью, и содержанием, что вызывает определенные вопросы», – сказала она, отметив непрозрачность системы оплаты труда и необходимость уравнять затраты на каждого ребенка.

Министр напомнила, что с 2002 года в эксперименте принимает участие Самарская область, а с 2012 года – Москва, и в настоящее время идет оценка результатов. Сейчас в пилотный проект должны войти уже порядка 17 регионов, но у них будет право выбора механизма реализации, уточнила она. В частности, речь идет о передаче имущества с муниципального на региональный уровень.

«Регионы пойдут по разной модели. Модели Самарской области, Москвы и Питера, которые уже участвуют в эксперименте, различаются. Регионы будут выбирать свои модели. Так, в Самарской области имущество осталось за муниципалитетами, а всю содержательную часть регион взял на себя через управление образовательными округами. При этом идет сокращение управленцев и становится прозрачным начисление заработной платы. Но самое главное – это содержание образования, которые связано с созданием единого образовательного пространства в стране», – сказала Васильева.

По ее мнению, и в дальнейшем, по окончании эксперимента, модели должны остаться разными. «Я думаю, модели будут разные, потому что у нас очень разные регионы и очень большая страна. Но содержание образования будет единым. И это является приоритетом», – подчеркнула министр.

ШКОЛЬНОЕ ТВ

Каждый десятый гражданин России – школьник. Ежегодно количество школьников в стране растет на 400 тысяч. Только в новом учебном году будут созданы 55 тысяч новых школьных мест. В российских школах планируется также распространить новое школьное телевидение.

В настоящее время, напомнила министр, местное школьное телевидение уже есть во многих школах. По поручению президента РФ Владимира Путина, Минобрнауки совместно с информационным агентством ТАСС готовит концепцию нового школьного телевидения, которое будет транслировать не только внутришкольную информацию, но и российские, и мировые новости, с учетом возраста учащихся. При этом она уточнила, что в состав школьных ТВ-редакций будут входить представители министерства.

СТАНДАРТЫ и УЧЕБНИКИ

Через полтора года ведомство также планирует завершить проект «Российская электронная школа», который, по словам министра, должен стать огромным подспорьем для учителей.

Большую роль Минобрнауки уделяет развитию образовательных стандартов и единого образовательного пространства, которого на сегодняшний день в России пока нет, подчеркнула Васильева. «Без единого образовательного пространства двигаться в направлении хорошего качественного образования не представляется возможным», – заявила она, напомнив, что обеспечение качественного образования заложено в Конституции РФ.

Как рассказала Васильева, в настоящее время идет обработка отзывов по стандартам общей школы, которых оказалось более 7 тысяч. А к октябрю этого года – уже в новом учебном году – будут готовы стандарты 10 -11 класса. На основании новых стандартов дальше планируется определить, по каким учебникам будут учиться маленькие россияне.

Количество учебников в будущем должно сократиться, считает Васильева. Сейчас, по ее словам, слишком большое количество линеек учебников – 1 370 в федеральном перечне. «Для базовых учебников необходимо две-три предметных линейки. При этом должны быть базовые и углубленные линейки», – отметила министр.

Она подчеркнула, что экспертиза учебников требует нового подхода. До конца августа ведомство, по поручению президента РФ, должно подготовить «четкую систему экспертного отбора учебников», отметила Васильева.

БЛИЖЕ К ЗВЕЗДАМ

Уже с 1 сентября во всех школах России вводится обязательное изучение астрономии с объемом не менее 35 часов. Школы смогут решать самостоятельно, вводить урок в 10-х и/или 11-х классах. Федеральный перечень учебников уже дополнен новым изданием, а преподаватели в преддверии нового учебного года повышают свою квалификацию.

Однако Единый госэкзамен (ЕГЭ) по астрономии не планируется. Говоря о ЕГЭ, министр заявила, что отменяться экзамены не будут. «У ребят, которые живут и на Дальнем Востоке, и в Сибири появилась реальная возможность поступить в лучшие вузы на основании экзаменов. Раньше соотношение составляло 70% москвичей и 30% ребят из других городов. Сейчас москвичей около 34%...», – рассказала она.

С 2020 года для выпускников 9-го класса станет обязательным ЕГЭ по иностранному языку, а с 2022 года – и для выпускников 11-го класса. По мнению Васильевой, как минимум английский язык должен знать каждый – это язык международного общения.

СТИПЕНДИИ И НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Обозначив важность социального лифта, министр отметила и задачу развития опорных университетов в регионах. Это позволит региональным вузам стать центром экономической, культурной и социальной жизни региона. Таким образом, выпускники, по замыслу Минобрнауки, должны оставаться работать в регионе, чтобы регион развивался. При поддержке ведомства в настоящее время также идет реализация проекта «Современная цифровая образовательная среда», но заменять полностью образование цифровым не планируется.

С 1 сентября в федеральном бюджете предусмотрена индексация стипендий на 5,9%. Как отметила министр, со всеми образовательными учреждениями уже заключены соглашения о субсидиях на выплату стипендий.

Помимо этого, Минобрнауки подготовлен и внесен ряд законодательных проектов, которые регламентируют права студентов, вуза и той организации или работодателя, которая направляет студента на обучение. «Мы предлагаем трехсторонний договор, где гарантом выступает вуз, – рассказала Васильева. – В прошлом году мы провели глубокий мониторинг и выявили, что 51% договоров не содержат мер социальной поддержки студентов. Эта ситуация будет меняться. Таким договором предусмотрено, что по окончании вуза студент будет обязан отработать в компании, которая направила его на обучение, не менее трех лет».

Не остаются без внимания и учреждения начального и среднего профессионального образования. На сегодняшний день НПО и СПО в России 3 600, они готовят специалистов 500 профессий. Здесь, как сообщила Васильева, главная задача – сделать так, чтобы обучение соответствовало быстро меняющимся технологиям – как в сфере производства, так и в сфере услуг. Эта работа реализуется в рамках приоритетного проекта «Рабочие кадры для передовых технологий».

А в самых ближайших планах главы Минобрнауки РФ – отпуск, где она и отметит годовщину на посту министра, которая будет 19 августа. Как сообщила Ольга Васильева журналистам, во время отдыха она планирует выспаться, а также посвятить время общению с семьей и чтению.



Все "Событие дня"

система комментирования CACKLE

Подписка



Анонсы событий
Новости проекта

Укажите свой e-mail:




АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2017


 Rambler's Top100