Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

Ольга ВАСИЛЬЕВА: Количество денег не определяет количество счастья

20 Июля 2017 0:00

Получилось на самом деле очень неожиданно… В первый день семинара для участников федерального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2017 в Академию повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования приехала Татьяна Синюгина, заместитель министра образования и науки РФ. Обстоятельный разговор об актуальных направлениях государственной политики в образовательной отрасли - самой консервативной и вместе с тем самой динамичной (до сих пор удивляющий многих, но отражающий реальность симбиоз), ответы на вопросы «на полях» семинара - вопросы непростые, и желающих задать их больше возможного… Конечно, успели не все. Но уже к вечеру организаторы семинара сообщают конкурсантам: завтра, 15 июня, после того как напишете эссе - первое очное задание конкурса - и пообщаетесь с коллегами - абсолютными победителями прошлых лет, организованно отправляемся в Министерство образования и науки. Вас ждет Ольга Юрьевна... Неожиданно? И обязывает. Поэтому всю дорогу от академии до ведомства на Тверской что-то бурно обсуждается и формулируется. Второй шанс спросить о самом главном выпадает не каждый день. Но конкурсанты «Учителя года России»-2017 - счастливое исключение. Диалог - живой, уважительный, высокопрофессиональный - длится полтора часа. И этот регламент тоже исключение из правил. Обычно на такие встречи отводится максимум час. Задержаться предлагает сама министр… Сегодня мы публикуем самые любопытные отрывки беседы, чтобы вы сами могли понять, почему это произошло. Нам кажется, просто потому что было обоюдоинтересно.

Сергей ЛЯШКО, учитель истории и обществознания, Хабаровский край: В планах министерства введение к 2020 году обязательного ЕГЭ по истории. Планируется ли в связи с этим увеличить и количество часов на историю?

Ольга ВАСИЛЬЕВА, министр образования и науки РФ: Знаете, о чем нам прежде всего надо подумать? Не об увеличении часов, а о сбалансированности программы. О том, например, почему у нас странным образом история Отечества заканчивается в десятом классе... Кто-то считает, что нужно продлить ее до 11-го класса, а кто-то - что историю XX и XXI веков надо включить в блок «Россия в мире». Я все-таки за продолжение курса отечественной истории. Давайте сначала искать баланс.

Иван ГОРЯЧКОВ, учитель истории и обществознания, Нижегородская область: А обязательный ЕГЭ по истории тоже будет разделен на базовый и профильный?

Ольга ВАСИЛЬЕВА: Такого деления быть не должно! Нужен взвешенный подход к тому, о чем мы будем спрашивать школьников. Что для этого нужно сделать? Нужны единые учебники. И мы не первые, кто до этого додумался. Нидерланды - маленькая страна. Там копья ломали семь лет. Возглавлял комиссию один из самых маститых историков. В итоге отобрали 330 фактов, которые неоспоримы для всех жителей страны и которые выпускники школ должны знать. На них и строится учебник. Точно так же в истории любой страны есть факты, которые должен знать каждый, те, о которых мы можем договориться.

Татьяна БРАГИНА, учитель истории и обществознания, Ивановская область: Я тоже историк, но у меня вопрос о другом. Я работаю в лицее. Профильное математическое образование у нас - это традиция. С прошлого года мы были вынуждены начать индивидуальный отбор учащихся. Это тяжелая процедура не только для детей и родителей, но и для нас, учителей... А насколько вообще она законна с точки зрения прав ребенка?

Ольга ВАСИЛЬЕВА: А кто принял решение начать этот профильный отбор? Вы в определенной мере правы, что это ущемляет права детей, которые приходят к вам учиться… Но дело в том, что система подготовки одаренных детей в области математики была всегда - у нас в стране, в других государствах, - и я думаю, что нужно ее сохранить. При этом большая часть профильных школ действительно отбирает детей с пятого класса. Но может быть, это делать в какой-то мягкой форме? Особенно, если уже в раннем школьном возрасте учителя видят, что ребенок явно не математик. Зачем его обрекать еще на шесть лет мучений, если у него совсем другой склад ума?

Лариса СЕМЕНОВА, учитель истории, Чувашская Республика: Коллеги, и я историк, но у меня тоже вопрос не по предмету. Говорят, что плох тот солдат, который не мечтает стать генералом… А плох ли тот учитель, который отказывается, скажем, от должности начальника отдела управления образования? И какими качествами должен в первую очередь обладать учитель, чтобы занять пост министра образования?

Ольга ВАСИЛЬЕВА: Надо вам ответить честно, как на духу: я никогда не собиралась быть министром. Я сама историк. И очень хороший. Я более 25 лет этим занимаюсь. Я много писала. Может быть, это не совсем корректно, но я могу сказать, что горжусь тем, что сделала в этой области. Кандидатская диссертация «Советское государство и патриотическая деятельность Русской православной церкви в годы Великой Отечественной войны», которую я защитила в 1990 году, была первой в своем роде на тот момент... Потом в силу разных причин я ушла из Российской академии народного хозяйства и государственной службы. Меня долго уговаривали перейти на госслужбу в правительство. В конце концов я согласилась, хотя это было непростое решение для педагога и ученого. Уже после я осознанно перешла в Администрацию президента на должность заместителя начальника Управления Президента РФ по общественным проектам. И затем так получилось, что я стала министром.

Если же говорить о необходимых качествах, то в первую очередь должна сказать, что я родилась в семье, где всегда превыше всего ценилось образование. У меня несколько дипломов о высшем образовании, последний я получила в Дипломатической академии МИД России, когда мне было 47 лет. Я считаю, что счастлив тот, кому интересно учиться каждый день. Если бы меня сейчас спросили, пойду ли я учиться, я бы сказала «да». Даже знаю куда.

А теперь я задам вам один вопрос. Поднимите руки, кто знает, что ни одна школа в стране не подчиняется Минобрнауки. Спасибо. Из 85 лучших педагогов страны получается, что лишь семь человек знают об этом. А между тем у нас разрыв образовательного пространства, в результате которого политику школы - содержательную и хозяйственную - определяют муниципалитеты. И отсюда проистекает много вещей, которые нам мешают… Нужно вернуть школы в региональное подчинение, чтобы у нас возникало меньше проблем. Некоторые регионы уже думают над этим и ищут свои подходы. Мы бы хотели поддержать эту практику, потому что считаем ее верной. Школа не должна быть оторвана от государства. Она не может быть самостийным хозяйством.

Алмаз Хамидуллин, учитель математики, Республика Татарстан: Много лет подряд говорилось о том, что обучение и воспитание - это услуга. А недавно вы на самом высоком уровне сказали, что работа учителя - это все-таки служение. Были ли предприняты какие-то шаги, которые на законодательном уровне позволили бы уйти от определения «услуга»?

Ольга ВАСИЛЬЕВА: Так написано в Законе «Об образовании в Российской Федерации»: образование - услуга. Юристы убеждают меня, что там этот термин фигурирует лишь один раз, и сегодня идут попытки это убрать… Но в общественном сознании уже укрепились совершенно невообразимые конструкции: культурные… услуги, медицинские… услуги, образовательные… услуги. На самом деле социальная сфера в терминах услуг рассматриваться не может! От этого некорректного словоупотребления и пошел крен в сознании: раз мне предоставили услугу, значит, я могу чего-то потребовать. В нормальных коллективах, школах, городах отношение к учителю нормальное, там не говорят об услугах… Воспитание и обучение - это воспитание и обучение. А учитель и врач - это призвание. Так было, есть и будет.

Алексей МИХАЙЛОВ, учитель немецкого языка, Калининградская область: А я спрошу не как учитель, а как отец. Мне бы хотелось, чтобы мои дети выросли гармонично развитыми личностями. Как вы считаете, бассейн в школе XXI века в этом случае обуза или необходимость?

Ольга ВАСИЛЬЕВА: В рамках программы «Школа 2025» мы делаем все, чтобы в школах были бассейны - даже в сельских. Это важно, потому что сегодня дети очень мало двигаются. А врачи считают, что именно плавание - это вид деятельности… Мы здесь не говорим про спорт. Рассматривать плавание как спорт - это совсем другой разговор. Для наших малоподвижных детей это тот вид деятельности, который активизирует все жизненные силы организма… Вы знаете, что в прошлом году на уроках физкультуры умерли 200 детей? Почему? Это искажения закона о персональных данных - учителя просто не знали о том, какие у детей в классе особенности. Какие есть решения? Например, шахматы. Это самый дешевый и очень эффективный способ развития, который дает быстрые результаты.

Сергей ЖБАНОВ, учитель алгебры и геометрии, Липецкая область: В школе дети изучают конкретные предметы - историю, физику, биологию, но когда они поступают в университет, там специальности междисциплинарные: бизнес-информатика, управление качеством… Доходит до того, что, поступая, например, на метрологию, они думают, что будут изучать принципы строительства метрополитена. Можно ли как-то более четко направлять детей в профессиональном плане еще в школе, чтобы не было таких проблем?

Ольга ВАСИЛЬЕВА: Все эти изыски с названиями и их неправильное восприятие - от потери грамотности. Когда вводили ОРКСЭ, молодые родители чаще всего выбирали светскую этику. На вопрос «почему» отвечали: «Ну это же будет курс этикета, правил поведения за столом?» Та же самая история и с метрологией. Сейчас придумывают много разных сложных названий и направлений, но весь первый семестр все равно подтягивают поступивших до нужного уровня.

На самом деле ничто так не развивает человека, как чтение. А с потерей интереса к чтению идет и потеря грамотности. Я сама очень люблю читать и сейчас жалею, что не могу читать ночью - другого времени не остается, но надо же все-таки спать. Не могу, правда, сказать, что с раннего возраста очень любила читать. Я в детстве часто болела ангиной. А у отца была библиотека всемирной литературы. Я оставалась одна дома и книгами заполняла свободное время, но это не было мое самое любимое занятие, скорее необходимость. Интерес вспыхнул неожиданно… Однажды, когда я еще училась в начальной школе, пятиклассница, которая жила в нашем доме, читала мне и моим одноклассникам Гайдара, «Тимура и его команду». Закончила, как всегда, на самом интересном месте, а я пришла домой и попросила эту книгу. Мама сказала: «Зачем тебе? Ты же все равно не любишь». А папа подошел прагматичнее - часа через два привез книгу. С нее и началось настоящее чтение. Потом я, как и многие люди моего поколения, очень полюбила Носова.

А «Тимура и его команду» и сегодня никому не вредно прочитать. Это, конечно, не хрестоматийный текст, но это хорошая сказка. А если не верить в сказки и волшебство в 9 лет, то когда в него верить? Я считаю, что до 9-11 лет ребенку нужно прочитать как можно больше сказок.

Елена СКИТИХИНА, учитель информатики и математики, Калужская область: Не секрет, что образование - женская отрасль. У нас в школе, например, из 30 педагогов 28 - представительницы прекрасного пола… Может ли что-то помочь привлечь в школы больше педагогов-мужчин?

Ольга ВАСИЛЬЕВА: Есть много регионов, где губернаторы сейчас прикладывают массу усилий, чтобы скомпенсировать эту проблему. Мы в министерстве очень надеемся на целевое обучение. Но в этом процессе должны участвовать и регион, и работодатель. Тогда будет эффект. Обязательства обычные - работа на определенном месте, срок - не менее 3 лет. Еще, если помните, раньше сельские молодые учителя получали освобождение от армии. Сейчас льгота отменена, а это была хорошая практика… Но вы прекрасно понимаете, что только материальным интересом специалиста в профессии не удержишь: количество денег не определяет количество счастья. Некоторые страны, например Великобритания, присвоили своим учителям статус госслужащих. В итоге у них большая пенсия. Во Франции не все учителя госслужащие, только французского языка. Это, конечно, дает отдаленные, но перспективы, это причины, по которым люди будут стремиться идти в профессию.

Людмила НААРБЕР, учитель русского языка и литературы, Тульская область: На данный момент все темы итоговых сочинений сформулированы таким образом, что они должны основываться на произведениях, которые мы будем изучать только в апреле или мае. Можно ли сделать так, чтобы темы сочинений не опережали программу по литературе?

Ольга ВАСИЛЬЕВА: Не можно, а нужно. Сделаем.

Оксана ЗРАЕВА, учитель начальных классов, Красноярский край: Среди предметов, который я преподаю, ОРКСЭ. Он изучается сегодня в четвертом классе и продолжается некоторое время в пятом. Планируется ли увеличение срока изучения ОРКСЭ, ведь он так много дает в духовно-нравственном отношении?

Ольга ВАСИЛЬЕВА: Да, но по-настоящему глубоким духовным воспитанием должна заниматься семья. Какое наше главное достижение в ОРКСЭ на сегодняшний день? Учебник. Независимо от изучаемой конфессии во всех есть общий первый параграф, где говорится о том, что мы живем в стране многих религий и все их надо уважать.

Арсен ГРИГОРЯН, учитель русского языка и литературы, Алтайский край: Я учился в советской школе, и мне это нравилось. Сегодня я учитель современной школы, где каждый день уже 12 лет подряд мы с коллегами говорим о том, как улучшить жизнь детей. Точно так же ежедневно родители звонят на всевозможные телефоны доверия, пишут на сайты, в том числе президенту, о том, как плохо работает школа, как несправедливо мы выставляем оценки… Может быть, кто-то должен наконец задуматься и заговорить о том, как улучшить жизнь… учителя? Чтобы к нему было чуть больше уважения, хотя бы столько же, сколько было в советской школе.

Ольга ВАСИЛЬЕВА: Отвечая на вопрос, я хочу обратиться не к нашему советскому прошлому, а к сегодняшнему опыту наших зарубежных коллег. Давайте на минутку перенесемся в Вену. 7.15 утра, среднестатистический австрийский родитель отводит своего ребенка в школу и отдает его педагогам. Он получает ребенка обратно в 17.15. Зайти в школу он не может - только если его позовут. Как вам такая зарисовка? Родители должны быть приглашенными людьми, они не должны определять политику школы. Они союзники. Управлять или командовать недопустимо. Когда у нас будет соработничество? Когда мы - учителя и родители - поймем, что существуют определенные права и обязанности по воспитанию детей, которые можно и нужно разделить со школой?

Что касается уважения учителя, то оно будет, если будет дистанция - нравственная и профессиональная. Я против панибратства. Лично я этого не допускала, не допускаю и не буду допускать.

Максим РАСТОРГУЕВ, учитель МХК, Пермский край: Что вдохновляет министра образования и науки? Остается ли у вас время и место для творчества?

Ольга ВАСИЛЬЕВА: Большое спасибо за такой вопрос! Пожалуй, только учитель музыки и искусства и мог его задать… Чем больше живешь на свете, тем лучше начинаешь понимать, что вдохновляет то, что этот день начался… и что есть надежда, что завтра будет еще один. На творчество, увы, времени практически нет. О чем сожалению больше всего - нет возможности писать статьи. Но чтобы не терять квалификацию, выступаю с докладами как историк - очередная конференция уже на следующей неделе.

В молодости совсем иные горизонты. В юности у меня был пятилетний план. Как минимум! Сейчас все иначе - такого плана нет. Сейчас просто радует каждый день. И то, что живы мои родители. Еще что радует? Не поверите, два года назад я первый раз сама посадила цветы. Своими руками! Всегда считала, что сельское хозяйство - это нечто далекое от меня. А теперь поняла, насколько это красиво. А еще вдохновляют встречи с такими людьми, как вы. Вот мы сейчас сидим с вами, и я вижу вокруг себя такие светлые одухотворенные лица…

От слов - к делу

5 июля на Всероссийском совещании руководителей органов исполнительной власти субъектов РФ Ольга Васильева заявила: полномочия по управлению школами в ближайшие три года перейдут от муниципалитетов на уровень регионов. Уже сейчас управление образованием осуществляется на региональном уровне в Самарской, Псковской, Тамбовской областях и в Москве. Вскоре будут отобраны еще 12 пилотных регионов для апробации новой модели управления.

Учительская газета



Все "Событие дня"

система комментирования CACKLE

Подписка



Анонсы событий
Новости проекта

Укажите свой e-mail:




АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2017


 Rambler's Top100