Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

Минобрнауки анонсировало реформу с «возвращением школ в государство»

06 Июля 2017

Министр образования и науки РФ Ольга Васильева анонсировала масштабную реформу школьного образования в России — передачу школ от муниципальных властей региональным.

«Когда принималась эта реформа (в 1990-е годы — ИФ), это был один исторический период, а сейчас совершенно другой исторический период, который требует, естественно, — я позволю себе такой термин произнести — “государственные школы”. То есть возвращения школ в государство и выстраивания государственного управления, потому что сейчас школы вне государственной опеки и заботы», — сказала Васильева в четверг на заседании комитета Госдумы РФ по образованию и науки.

По словам министра, нынешняя система, когда школы подчиняются муниципальным властям, неэффективна и требует перемен — в частности, для укрепления вертикали управления с Минобрнауки во главе. Министр отметила, что муниципальное подчинение школ почти не оставляет для министерства прямых рычагов влияния.

«Трудно себе представить, что 44 тысячи школ никоим образом министерству образования и науки не подчиняются. Также они не подчиняются региону», — сказала Васильева.

https://news.mail.ru/politics/30300783/

Алексей Голубицкий,

директор "Школы будущего", п. Большое Исаково, Калининградская область:

– Идею передачи школ от муниципальных властей региональным поддерживаю по нескольким основаниям.

Во-первых, становится более сбалансированным и понятным бюджет школы, который во многих регионах формируется из двух источников (муниципального и регионального).

Во-вторых, обретает четкий смысл такой документ как "муниципальное задание". Если сегодня муниципалитет не оплачивает заработную плату и учебные расходы, то как муниципальному учредителю ставить задачи по объему и качеству образовательной услуги.

В-третьих, становятся менее заметными "политические риски", на региональном уровне роль конкретной школы незначительна и давление теоретически должно быть меньше.

В то же время много рисков: будет размыт социальный статус директора школы, который в сельской местности очень высок и позволял решать многие задачи. Могут пострадать (и наверняка пострадают) "богатые" муниципалитеты-доноры областного бюджета. Ресурсная обеспеченность школ из таких муниципалитетов станет хуже из-за усреднения с "бедными" муниципалитетами на уровне региона.

Но все это верно, если предполагать самый радикальный сценарий: полное изъятие полномочий и средств с муниципального уровня.

Владимир Погодин,

учитель информатики, ГБОУ лицей №1535, г. Москва:

Изменения к лучшему всегда сопровождаются изменением управленческой системы. Обратное в общем случае неверно - можно изменить управленческую систему и получить ухудшение ситуации, в том числе с точки зрения эффективности. В предлагаемом шаге есть и видимые плюсы, связанные, например с уменьшением количества этапов путешествия финансов к школам. Есть и минусы, связанные с тем, что навязывание управленческих функций региону, который к этому не готов, может привести, например, к тому, что эффективность будет пониматься исключительно в финансовом смысле, что ускорит закрытие целого ряда малокомплектных школ без учета индивидуальных особенностей. Но это все частности.

Я вспоминаю статью признанного эксперта Майкла Фуллана о движущих силах реформ целостной образовательной системы. По Фуллану, такие реформы являются эффективными, если:

1) усиливают внутреннюю мотивацию учителей и учеников;

2) вовлекают их в непрерывный процесс улучшения преподавания и учения;

3) побуждают к коллективной и командной работе;

4) охватывают сто процентов учителей и учащихся.

Ключ к успеху, пишет Фуллан, в использовании объединенной энергии учителей и учеников в качестве основной движущей силы изменений. Касается ли учеников и учителей смена их учредителя? Повышает ли их внутреннюю мотивацию? Побуждает ли к совместной работе и ее улучшению? Ответы очевидны.

Таким образом, в контексте всей системы образования есть риск, что изменение учредителя окажется фрагментарным процедурным фактором, а значит, не на этом факторе стоит выстраивать реформу и ждать улучшения эффективности. То есть сам по себе этот шаг может выглядеть вполне обоснованным, но если на него поставить как на доминирующую меру для повышения эффективности образовательной системы - есть риск не достичь успеха.

Зоя Чернышева,

директор ГБОУ Школа №158, г. Москва:

– Я бы рассмотрела данный вопрос с точки зрения прозрачности механизмов функционирования образовательных организаций и повышения конкурентоспособности. На мой взгляд, очевидно, что все участники образовательного процесса (родители как законные представители обучающихся, сами обучающиеся, сотрудники школ) имеют право на получение открытой достоверной информации о состоянии дел не только в их образовательной организации, но и в любой другой ОО не только и не столько отдельного муниципального образования, но и всего региона в целом. И зачастую такое сравнение приводит к тому, что появляются вопросы о разном уровне оплаты труда по одному и тому же региону, о разных условиях, а значит, и возможностях для обучения и воспитания детей и подростков, о разном подходе к оцениванию результатов освоения образовательных программ. Отсутствие целостной картины, единых показателей эффективности работы школы по одному и тому же региону не даёт возможности определения траектории развития важнейших из отраслей, образования и науки, а значит, и повышения конкурентоспособности всего региона в целом.

Дарима Доржиева,

директор Агинской средней школы №1:

Идея передачи учредительства, думаю, не нова, она обсуждалась ещё на площадке ОГФ, на Сети Сетей. Правильнее было бы говорить не о сегодняшней ситуации неэффективности, а о следующем поступательном шаге путём передачи учредительства от муниципалитета региону, когда и деньги, и учредительство будут "в одном лице". Для получения положительного эффекта одним из главных условий считаю наличие региональных подготовленных команд, составленных из компетентных, умеющих видеть "будущий образ региональной системы" профессионалов. Насколько грамотно тот или иной регион разработает и запустит механизмы передачи, таким и будет эффект.

Наталья Сандакова,

Председатель правления Межрегиональной ассоциации администраторов образования:

Если рассматривать идею передачи учредительства школ на региональный уровень как ресурс для формирования и развития сети горизонтальных связей - это стратегически верный подход. Такой подход прежде всего предполагает снижение роли вертикальных структур, усиление самостоятельности образовательных организаций. В этом случае мы действительно сможем получить дополнительные эффекты в виде повышения уровня академической мобильности обучающихся, сетевого взаимодействия, эффективного использования инфраструктуры образовательных организаций.

Татьяна Митрофанова,

директор МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №32", г. Улан-Удэ:

60% бюджета Республики Бурятия и муниципалитетов - это расходы на образование. В случае изменения учредительства эти деньги и имущество уйдут на региональный уровень. И вряд ли это понравится муниципалитету. В дотационном регионе, на мой взгляд, это выход. Хотя бы по трём причинам: эффективность расходования средств, оценка качества - полномочия региона, мобильность в использования инфраструктуры. в нашем регионе до сих пор не решена проблема доступности дошкольного образования и уже часть школ обучается в три смены. В то время как учреждения профобразования имеет свободные площади, особенно при дуальной форме подготовки на предприятиях. вузы имеют хорошую базу, а большая часть выпускников выезжает на обучение в другие города.

Если учредительство перевести на региональной уровень, можно эффективно использовать существующую сеть образования. И обеспечить качество и доступность образования.



Все "Событие дня"

система комментирования CACKLE

Подписка



Анонсы событий
Новости проекта

Укажите свой e-mail:




АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2017


 Rambler's Top100