Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

Анна Лазебникова: Курс обществознания должен быть ориентирован на изучение российского общества, а не общества вообще

27 Июня 2017 0:00

Какие компетенции формируются у школьников благодаря обществознанию? Почему нужно усилить раздел, связанный с финансовой грамотностью? Что еще изменится в содержании курса обществознания в ближайшие годы? Об этом рассказала автор образовательного холдинга «Просвещение», руководитель Центра социально-гуманитарного образования Института стратегии развития образования Анна Лазебникова на семинаре для руководителей общественно-профессиональных сообществ учителей-предметников, который состоялся 20 июня в Российской академии образования.

Проект Концепции преподавания обществознания в Российской Федерации планируется утвердить осенью этого года. Обновление содержания обществоведческого образования происходит не первый раз, отметила Анна Лазебникова. Оно менялось и в 1990-е годы, после отказа от коммунистической идеологии, и на рубеже XX-XXIвеков, когда был принят обязательный минимум содержания образования, а затем государственный образовательный стандарт 2004 года. В 2011-12 годах при подготовке обновленных линеек учебников усилилась практическая направленность курса, появились новые типы учебных пособий – в частности, практикумы.

Ученики усваивают обществоведческий материал хорошо – об этом можно судить, анализируя итоги ЕГЭ по обществознанию, который сдают более 50% выпускников школы, добавила Анна Лазебникова. По итогам международного исследования PISA-2015, измерявшего уровень финансовой грамотности 15-летних школьников, российские дети заняли 4-е место. Поскольку, по данным другого исследования, уровень финансовой грамотности взрослого населения в нашей стране оставляет желать лучшего, ключевая роль в достижении этих результатов принадлежала не семье, а школе. Основы финансовой грамотности изучают именно в курсе обществознания, и теперь этот компонент необходимо расширить ввиду его исключительной важности.

На обществознание в проекте концепции возлагаются важные задачи, считает Анна Лазебникова, – прежде всего, воспитание школьников, становление гражданственности, формирование российской идентичности. В основной школе на него отводится лишь час в неделю, и при обсуждении проекта концепции на специальном портале учителя отмечали, что этого недостаточно, особенно в 9-м классе, где изучается особенно сложная проблематика. Другая проблема – быстрое устаревание некоторой обществоведческой информации (в частности, правовой), и авторы не всегда успевают обновлять учебники. Возможный выход из этой ситуации – создание электронных приложений, которые были бы доступны каждому учителю и содержали бы обновленный контент с обязательной методической обработкой (размещать там обновленный Трудовой кодекс бессмысленно, нужны пояснения для учителя).

Представленный проект Концепции преподавания обществознания в Российской Федерации профессиональное сообщество считает приемлемым, в документе соблюдена преемственность по отношению к предыдущим разработкам, в то же время есть явные и неявные новации. Хотя в концепции нет разделения материала по классам, а есть только по уровням образования, задана определенная последовательность изучения курса, сохранена его интегральность. По мнению Анны Лазебниковой, курс обществознания в основной школе должен быть ориентирован на изучение российского общества, а не общества вообще. Это означает, что программы не нужно перегружать теорией, и она должна стать инструментом понимания реальных социальных процессов, отношений и ситуаций.



Все "Вести образования"

система комментирования CACKLE

Подписка



Анонсы событий
Новости проекта

Укажите свой e-mail:




АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2017


 Rambler's Top100