Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

Владимир Бацын: Это надо сделать

07 Июня 2017 0:00

Это надо сделать

Разговорам о резонности переноса учредительства школ на региональный уровень уже больше двадцати лет. В середине 1990-х годов в Самарской области по этому поводу проходил многолетний эксперимент, результаты которого были положительно оценены тогдашним Минобразования России. Правда, дальнейшего практического развития эта идея тогда не получила, но, как видим, и не умерла. И вот впервые в качестве официального предложения она прозвучала из уст федерального министра в рамках международного экономического форума в Санкт-Петербурге.

Что ж, раз предложение, предполагающее весьма существенные изменения по самым разным направлениям образовательной политики, внесено, ничто не мешает начать его обсуждение.

Первое, что нужно констатировать, – комплексность проблемы. Это означает, что какую бы ее сторону мы ни рассматривали, всегда нужно держать в поле зрения все остальные, понимая, что только целостное видение новой (пока еще гипотетической) реальности позволит вынести взвешенное решение. Какие же аспекты представляются важнейшими?

С точки зрения многих экспертов, пальма первенства здесь бесспорно принадлежит экономике – считается, что устранение «перераспределительного» муниципального уровня уже само по себе улучшит финансовое самочувствие школ. Не станем пока возражать, просто с уважением отнесемся к этой позиции.

Другим позитивным следствием исключения муниципального уровня из управленческой цепочки называется его фактическая выключенность из собственно образовательной (социокультурной) деятельности школы: в этом смысле он школе не нужен (школа же ему нужна бывает – например, как устроительница массовых мероприятий с участием детей или как место проведения выборов; но к образованию ни то, ни другое отношения не имеет).

Еще одним важным аспектом видится увеличение самостоятельности школ, приобретших статус государственных (региональных): ожидается исчезновение дублирования проверок и отчетов, мелочной опеки, некомпетентных оценок и т.д.

Наконец, разве не логично было бы, чтобы школа непосредственно находилась на том же уровне управления, с которого сегодня осуществляется не только ее финансирование, но и оценка результатов деятельности, и обеспечение кадрами, и повышение их квалификации и т.д.?

Спору нет, все эти (и многие не отраженные в этом перечне) суждения фиксируют вполне реальные критические точки. Они, кстати, были известны и во времена упомянутого самарского эксперимента. Почему же в течение двадцати лет столь острая проблема пребывала в латентном состоянии?

Ответ прост: страна вступила в период экономического подъема, и относительное финансовое благополучие притупило чувство «нестроения». Но стоило финансовой ситуации вновь ухудшиться, как оно дало о себе знать. Недаром и сегодня звучат голоса, что просто «надо бы наполнить бюджеты местного самоуправления».

Но в том-то и дело, что вопрос о наполненности бюджетов (и не только муниципальных), при всей неоспоримой важности этой задачи, объективно говоря, не главный: таким он воспринимается учительством, униженным нищенскими зарплатами. Более того, отнюдь не главным (как это ни парадоксально звучит) является и сам вопрос, на муниципальном или региональном уровне находится учредитель: школе это, по большому счету, совершенно безразлично – были бы обеспечены нормальные условия для осуществления образовательного процесса (пример – богатые частные школы). Главный вопрос: играет ли система общего среднего образования роль института по расширенному воспроизводству конкурентоспособного человеческого потенциала общества (государства)?

И тут на первый план выступает не столько вопрос регионального учредительства школ, сколько вопрос о назревшей необходимости принципиальной реорганизации структуры российского образовательного пространства, которую (реорганизацию) без вывода школ на региональный уровень управления не решить.

– При чем здесь эта реорганизация? Какая связь между нею и «демуципализацией» школ? – спросите вы. Ответ однозначен: муниципальная (особенно сельская) школа объективно не в силах обеспечить современное качество образования: сетевое взаимодействие строится не по административным, а по социокультурным основаниям и игнорирует формальные муниципальные границы. На повестку дня выходит субрегиональный образовательный округ. Именно его создание было «изюминкой» того давнего самарского проекта. И вот время пришло.

Что такое образовательный округ? Это территориальный кластер, характеризующийся единством (близостью) гуманитарных признаков населения: культурных (этнокультурных), традиций, жизненного и хозяйственного уклада, исторически сложившихся соседских и «внешних» связей и т.д. Эта близость позволяет рассматривать живущих в образовательном округе детей как некую социокультурную целостность, социализация и аккультурация которой может осуществляться системой образования посредством окружной образовательной программы, максимально полно и деликатно учитывающей всю названную специфику и обеспечивающей развитие ее диалога с так называемым Большим обществом.

В каких-то случаях, возможно, очертания образовательных округов окажутся «экстерриториальными» относительно нынешних муниципалитетов, где-то, напротив, объединят их. Но важно, чтобы системообразующими признаками были культуро- и природосообразность, чтобы дети (а через них – и родители) чувствовали и сознавали, что они, будучи, возможно, носителями разных языков и культур, живут в едином вмещающем социокультурном образовательном пространстве и именно этому пространству обязаны своей социализацией, идентификаций и вообще всем тем, что мы называем личностным становлением. А это значит, что об этом пространстве нужно заботиться, его нужно исследовать – исторически, географически, культурно, естественнонаучно, социально и т.д. и т.п. Иными словами сам образовательный округ должен рассматриваться и как пространство открытой образовательной программы, и как пространство, за развитие которого образовательное сообщество несет прямую гражданскую ответственность.

Я недавно беседовал на эту тему с директорами школ города Тырныауза (КБР). Они глубоко уверены в том, что создание образовательного округа, «покрывающего» всё Баксанское ущелье, позволило бы совершенно по-новому поставить социокультурную деятельность местных школ. Всё это разнородное (в языковом, культурном, этническом и т.д. отношении) пространство можно было бы коллективно осмыслить как пространство общих целей и задач – от экологических до остросоциальных. Их совместное решение содействовало сближению людей, объединяло бы их посредством включения в образовательные задачи собственных детей. Но именно поэтому и именно в этих обстоятельствах школам нужна самостоятельность – и сетевая взаимосвязь, автономия – и постоянная включенность в общие проекты, свободный выход к открытым информационным ресурсам – и ориентированность на социализацию детей здесь и сейчас.

Создание образовательных округов – решительный шаг к превращению образования в реального и важнейшего субъекта социально-культурной политики современной России. Поэтому странно слышать звучащие иногда опасения, что, дескать, передача учредительства школ на региональный уровень чревата прямым «возвратом в СССР» с его стремлением к тотальной одномерности и монотонности образовательного пространства. Как раз напротив: российское образовательное пространство станет пространством во многих отношениях самоорганизующихся и самоуправляющихся образовательных сообществ, стратегические цели деятельности которых зафиксированы Федеральными государственными образовательными стандартами.

…При обсуждении сложных социальных проблем античные мудрецы рекомендовали, прежде всего, задаваться вопросом quiprodest? (кому выгодно?). Не побоюсь «высоких» слов и убежденно отвечу: это выгодно всем – всему нашему народу, гражданскому обществу и государству.

Владимир Бацын



Все "Вести образования"

система комментирования CACKLE

Подписка



Анонсы событий
Новости проекта

Укажите свой e-mail:




АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2017


 Rambler's Top100