Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

Сергей Москаленков: Самоопределение — одна из главных идей в образовании

31 Мая 2017 0:00

17 мая на должность легендарной Школы самоопределения №734, основанной выдающимся педагогом Александром Тубельским, был назначен Сергей Александрович Москаленков.

Он начал свою педагогическую деятельность в 2000 году как учитель обществознания и права в школах Кемеровской области. Прошел классическую карьерную лестницу от учителя и заместителя директора до руководителя школы, при этом приобрел опыт работы не только в системе общего, но также среднего и высшего профессионального образования . Одним из ключевых моментов своей биографии считает участие в профессиональных конкурсах - таких, как «Учитель года», который он называет одним из важных механизмов повышения квалификации. Стал победителем областного этапа и был объявлен лучшим учителем Кузбасса 2007 года. Потом ему захотелось применить свои знания и способности в вузе: он работал в Кузбасском государственном техническом университете в г. Прокопьевске преподавателем и начальником отдела маркетинга. Там он впервые апробировал на практике индивидуальные учебные планы, заинтересовался подготовкой инженерных кадров. В 2009 году ему поступило предложение возглавить необычное учебное заведение - женскую гимназию-интернат в селе Елыкаево Кемеровской области, в которой обучаются девочки с 9 по 11 классы.

Главным своим достижением в тот период считает то, что сумел вывести эту школу на 18-е место в Кемеровской области, а конкурс среди поступающих составил 3 человека на место. Также в гимназии действовали разнообразные программы по воспитанию, в том числе патриотическому и гражданскому. А в 2014 году его жизнь резко переменилась: он переехал в Москву....

Как вы стали директором Школы самоопределения: это была ваша инициатива или вам поступило предложение от Департамента образования?

Это был непростой путь. Сначала я работал в Колледже современных технологий имени Героя Советского Союза М.Ф. Панова, в котором руководил структурным подразделением. В 2016 году я прошел сложную систему аттестации на должность руководителя школы и вскоре получил предложение занять должность замдиректора по управлению ресурсами в школе №1430 имени Героя Социалистического Труда Г.В. Кисунько , которая входит в топ-300 столичных школ. Но моя мечта была стать директором московской школы, своих амбиций я не скрывал и понимал, что для осуществления этого замысла мне необходимо проявить себя, доказать, на что я способен. И тогда я решил принять участие в проекте Московского института открытого образования с символическим названием «Хочу быть директором». Участвуя в этом проекте, я освоил ряд важных управленческих механизмов и алгоритмов, которые должны быть в арсенале директора столичной школы. Очень многому научило взаимодействие с московскими директорами, и я очень благодарен этому опыту, особенно продуктивной и полезной оказалась стажировка в школе №1558 (директор – Юсупова Г. И.).

По окончании проекта меня включили в кадровый резерв столичного Департамента образования и пригласили на собеседование. Меня спросили, хочу ли я работать в Школе самоопределения №734, и я, не раздумывая, согласился.

А почему вы так легко согласились?

Я был готов к любым изменениям. Весь мой предшествующий опыт работы, помноженный на курсы повышения квалификации и на участие в проекте «Хочу быть директором», позволяет мне возглавить любую образовательную организацию, учитывая ее специфику и реализуя те направления работы, которые прежде всего интересны учащимся и педагогам данной школы.

До назначения на эту должность Вы слышали про эту школу, Вам знакомо было имя Александра Тубельского и разделяли ли Вы его идеи?

Я понимал, что такое назначение меня ко многому обязывает. В какой-то период я интересовался различными авторскими школами, и имя Александра Наумовича Тубельского было мне знакомо, однако, честно говоря, я не изучал детально его педагогическую систему. Хотя различные компоненты этой системы получили широкое распространение в школах нашей страны. Например, в женской гимназии-интернате, которой я руководил около 5 лет, мы ввели индивидуальные учебные планы, по которым дети учились в разновозрастных группах, а также у нас действовали различные мастерские, клубы, студии, как в Школе самоопределения. В других школах, где я работал, мы использовали и Педагогический марафон, и погружения, и школьное самоуправление.

Как у вас складываются отношения с учителями, родителями?

У меня уже состоялись встречи с педколлективом школы, с управляющим советом, и меня радует, что нам легко друг с другом говорить. Те формы работы, которые сложились в школе, мне понятны, близки, интересны, они не противоречат моей педагогической идеологии, и я представляю, как это можно реализовать на практике. В этом смысле у меня происходит гармоничная синхронизация моих педагогических позиций с позициями моих новых коллег. У нас общие цели и задачи, и это главное.

Неужели все так просто и гладко?

Мне недавно кто-то из учителей задал вопрос: как вы собираетесь сохранить педагогический коллектив? У меня на это один ответ: надо развиваться.

В каком направлении вы намерены развиваться: в том, которое было задано еще основателем школы или в каком-то ином?

Это будет наше совместное решение — с учителями, с родителями, с управляющим советом, с детьми, конечно. Мы все обсудим и поймем, как нам работать дальше. Нам надо учиться друг у друга и реально понимать, какие у нас имеются финансовые и организационные возможности, просчитать заранее все потенциальные риски, связанные с реализацией образовательных программ.

Что для вас стоит за словами «школа самоопределения»?

Это когда у каждого из нас есть возможность принимать решение, исходя из богатства внутреннего мира. Когда самым эффективным способом взаимодействия является не соперничество, а сотрудничество. Когда человек понимает, что он уникален в этом мире, и окружающие его люди тоже уникальны. Это как конституционный принцип, согласно которому права одного человека заканчиваются там, где начинаются права другого. Школа самоопределения — это место, где человек учится делать выбор. Вообще самоопределение — на мой взгляд, одна из главных идей в образовании.

Вы сейчас работаете в московской системе образования, и у вас есть возможность сравнить, чем она отличается от региональных?

Такой включенности возможностей города в образовательную среду, как в Москве, нигде больше нет. Это множество разнообразных проектов: «Университетские субботы», «Профессиональное обучение без границ», «Музеи. Парки. Усадьбы» и другие, которые предоставляют огромное пространство для самореализации детей. Этот опыт, конечно, можно и нужно распространить в регионах. Не случайно сюда приезжает так много директоров школ и педагогов — они хотят научиться, перенять этот опыт. Главная черта столичного образования — это стремление создать образовательную среду, максимально используя потенциал мегаполиса. Эта идея планомерно воплощается в жизнь, обрастая все новыми ресурсами. А школам надо только принимать участие во всем этом и становиться частью этого культурно-образовательного пространства. И мне все это очень интересно!



Все "ИнтерВести"

система комментирования CACKLE

Подписка



Анонсы событий
Новости проекта

Укажите свой e-mail:




АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2017


 Rambler's Top100