Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

Сегодня ровно 10 лет со дня ухода великого педагога - Александра Тубельского

31 Мая 2017 0:00

Он создал уникальную систему педагогики самоопределения, долгое время был директором школы самоопределения. Его влияние на развитие образования в России огромно. В эти дни идёт смена руководства в знаменитой 734-й школе Тубельского.

Школа Самоопределения: вчера, сегодня, завтра

31 мая в московской Школе Самоопределения по традиции отмечается День памяти основателя этого учебного заведения, выдающегося педагога Александра Наумовича Тубельского (2 октября 1940 — 31 мая 2007).

В 1985 году Александр Наумович Тубельский пришел в московскую школу № 734, стал ее директором и 22 года руководил ею. Сюда не отбирали благополучных и талантливых детей, но школа эта быстро стала одной из самых знаменитых в стране.

Здесь искали и находили ответы на вопросы, значимые для тысячи других школ, и все они вращались вокруг одного, главного: какой может быть по-настоящему достойная современная школа для самых разных ребят?

В этой школе помогают каждому ребенку раскрыть свою индивидуальность.

В дошкольном отделении школы акцент сделан на подготовку детей к жизни в свободном образовательном пространстве, в формировании умения ориентироваться во взаимодействии с природой, культурой, другими людьми. Главное внимание – развитию органов чувств посредством деятельности ребенка в естественной природной и социокультурной среде. В разновозрастных группах дети вместе с воспитателем «проживают» различные события индивидуальной и коллективной жизни, смену времен года, традиционные праздники, играют в ролевые игры, имитирующие занятия взрослых, сюжетные игры, в театр, цирк, музей и т.д. При этом отсутствует программирование деятельности детей, воспитатель должен угадать их сегодняшние потребности в той или иной деятельности, создать условия для взаимодействия, самовыражения и самодеятельности.

В начальной школе освоение общекультурных навыков чтения, письма, счета ведется в индивидуальном для каждого ребенка темпе, при этом особое внимание уделяется средствам самовыражения опыта, чувств, интересов. Создаются условия для развития процессов понимания и умения выстраивать собственную деятельность.

Содержание учебных занятий и отбор учебного материала определяются учителем вместе с детьми в процессе коллективного обсуждения целей, смысла и хода предстоящей работы. Балльной системы оценивания не существует. В конце учебного периода составляется качественно-содержательная характеристика, в которой отмечаются продвижения ребенка в освоении способов работы, даются рекомендации, как повысить эффективность занятий.

В основной школе главной задачей является обеспечение «пробы сил» подростка в различных видах познавательной, трудовой, художественно-творческой, общественно-организаторской, физкультурно-спортивной деятельности. Кроме обязательных предметов, выделяется время для уроков по выбору, а также для занятий в лабораториях школы или в окружающей среде над самостоятельно выбранными темами и проектами. Учебный год завершается творческими экзаменами, на которых проводится защита самостоятельной работы, подготовленной в течение года. Такая защита проходит открыто в присутствии приглашенных самим учеником родителей и товарищей и является демонстрацией и показателем индивидуального продвижения.

Один день в неделю посвящается социальной практике: ребята индивидуально или по группам с помощью родителей и выпускников школы ищут объекты своей деятельности как в школе (работа в мастерских, библиотеке, помощь учителям начальных классов и т.д.), так и в окружающей среде (стажировка на предприятиях, в больницах, помощь пенсионерам и инвалидам, работа по благоустройству города и т.д.). Таким образом, подросток может попробовать себя в разных видах деятельности и, главное, получить опыт общения и взаимодействия со взрослыми людьми.

В школе практикуются погружения в учебные предметы, когда несколько дней подряд по несколько часов ученики занимаются одним и тем же предметом. При этом на занятиях не ставится задача усвоить определенный фрагмент учебного материала, цели погружения могут изменяться в ходе занятий.

В старших классах, за исключением нескольких обязательных предметов, обучение ведется по индивидуальным учебным планам, которые составляет сам ученик. Основная форма учебного процесса – мастерская, которой руководит учитель или приглашенный специалист. Для желающих освоить все курсы базисного учебного плана вводятся так называемые «интенсивы», где за короткое время можно освоить государственный минимум.

Большое внимание в школе уделяется организации уклада школьной жизни. Вот его основные черты:

  • учителя, ученики и родители разрабатывают и принимают, постоянно изменяя и дополняя, нормы и правила школьной жизни;
  • действуют избранные демократическим путем органы школьного коллектива;
  • в школе ученику обеспечивается возможность выбора не только учебного предмета, курса или факультатива, но и темы, темпа усвоения, варианта поведения, формы и способа действия;
  • обеспечивается открытость принимаемых решений и возможность каждого члена коллектива влиять на характер решений, касающихся всей школьной общины, при самых разнообразных структурах самого коллектива и органов его управления, самоуправления, соуправления.

Таким образом, в данной школе каждому ребенку предоставляется возможность в любое время заниматься любимым делом и столько, сколько ему нужно, искать себя, пробовать в любом виде деятельности.

Конечно, формы работы в школе постоянно менялись в зависимости от запросов и требований времени, но оставались неизменными три ключевых принципа, заложенных еще при жизни Тубельского: это уважение к личности ребенка, свобода педагогического поиска и свобода управления педагогическим коллективом.

После ухода из жизни А.Н. Тубельского Школой Самоопределения руководила его ученица, педагог школы Юлия Владимировна Грицай. 17 мая этого года на ее место был назначен новый директор — Сергей Александрович Москаленков.

Мы решили предоставить слово им обоим, а также выслушать мнение родителей по поводу сложившейся ситуации. К сожалению, педагоги школы от комментариев отказались.



Все "Событие дня"

система комментирования CACKLE

Подписка



Анонсы событий
Новости проекта

Укажите свой e-mail:




АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2017


 Rambler's Top100