Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

Нужен ли в России шахматный всеобуч?

25 Мая 2017 0:00

Шахматы в школе становятся все более популярными. Это легко объяснимо: уникальная старинная игра интересна детям, она развивает самые разные способности и формирует востребованные в современном обществе навыки, для ее преподавания учителю любого предмета достаточно пройти курсы повышения квалификации. Неудивительно, что с высоких трибун звучат предложения сделать шахматы обязательным школьным предметом.

Шахматы являются уникальным образовательным инструментом – это доказано научными исследованиями и подтверждено мировым опытом. Игра в шахматы не только улучшает успеваемость, но и развивает у детей логическое мышление, формирует навыки стратегического планирования, воспитывает выдержку и другие важные личностные качества.

Пожалуй, в любой российской школе – в библиотеке, в тренерской, в том или ином учебном кабинете - можно найти хотя бы одну потертую шахматную доску, а рядом в пожелтевшей коробке – известный набор фигур. В ряде школ и раньше организовывали дополнительные занятия по шахматам, в некоторых субъектах Федерации такие инициативы исходили с регионального уровня, однако это были разрозненные усилия. Системный подход к преподаванию шахмат в школе начали развивать лишь в последние два года в рамках одноименного проекта – «Шахматы в школе».

Для учеников 1-4 класса компанией «Просвещение» совместно с фондом «Шахматы в школе» с опорой на международный и отечественный опыт был разработан одноименный учебно-методический комплект. Его авторы - Екатерина Прудникова и Екатерина Волкова, профессиональные педагоги и шахматисты.

По мнению главы фонда «Шахматы в школе» Никиты Кима, главная задача проекта – популяризация шахмат среди школьников. Задача воспитать гроссмейстера из каждого ребенка, конечно же, не ставится, хотя если из кого-то получится – это тоже отчасти будет результатом проекта.

УМК построен по принципу «от простого к сложному. Общий объем курса – 135 академических часов: 33 часа в первом классе, по 34 часа во вторых-четвертых классах. Курс начинается с изучения шахматных фигур, а дальше материал усложняется, дети разбирают шахматные задачи и этюды. В учебнике для четвертого класса есть задания с элементами позиций из партий чемпионов мира: правильно сделав решающий ход, ребенок выигрывает партию и чувствует себя выдающимся шахматистом. Приводятся интересные факты из истории шахмат: например, дети узнают, что во Франции XVI века шахматы были запрещены церковью, и тогда один монах изобрел складную шахматную доску, которая, на первый взгляд, ничем не отличалась от книги, и ее можно было в нужный момент сложить и поставить на полку.

В 2016\2017 учебном году УМК «Шахматы в школе» стали использовать в начальных классах более чем 250 школ Москвы, Калужской, Липецкой и Белгородской областей, Республик Саха и Чувашии. А до этого УМК прошел апробацию в 50 школах Москвы, где шахматы ввели в качестве третьего урока физкультуры в первых классах, и по ее итогам в учебники были внесены изменения с учетом пожеланий учителей и родителей.

Предложения сделать шахматы обязательным элементом школьной программы не первый год звучат с высоких трибун – эту идею, в частности, продвигает президент Международной федерации шахмат (ФИДЕ) Кирсан Илюмжинов. В 2014 году вице-премьер Аркадий Дворкович заявил, что «организационные и материальные предпосылки для введения шахмат в качестве предмета школьной программы по всей России могут быть созданы за короткий срок».

Однако на сегодняшний день планов введения шахматного всеобуча в России на федеральном уровне нет – во всяком случае, официальных заявлений об этом сделано не было. Решения об обучении детей шахматам в рамках школьной программы принимаются на уровне регионов, муниципалитетов, школ и, конечно же, семей. Возможны самые разные форматы, и УМК «Шахматы в школе» дает свободу выбора. Его можно использовать в качестве модульного курса для третьего часа физкультуры, в рамках внеурочной деятельности, на факультативах, а также в организациях дополнительного образования и, конечно, для самообразования.

По мнению авторов УМК, участвовать в проекте «Шахматы в школе» может любой педагог, не имеющий специальных навыков. Даже если учитель никогда не играл в шахматы, при желании он легко их освоит. В дополнение к учебным пособиям выпущены методические рекомендации и рабочие тетради, подготовленные в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования и рабочей программой «Шахматы в школе».

Ольга Котляр, главный редактор
образовательного холдинга «Просвещение»



Все "Вести образования"

система комментирования CACKLE

Подписка



Анонсы событий
Новости проекта

Укажите свой e-mail:




АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2017


 Rambler's Top100