Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

Алексей Семенов: Гигантская проблема

21 Мая 2017 0:00

Алексей Семенов, академик РАН и РАО:

– Меня попросили прокомментировать высказывания Германа Грефа на только-что прошедшем «семинаре для директоров школ Подмосковья». Поскольку я на семинаре не был, то могу прокомментировать только тексты Rambler News Service,цитирующие Грефа вне контекста конкретного выступления.

Остались ли российские школы «на уровне XIX века в подходах к обучению детей»?

Да, остались, как, в большой степени, и массовые школы ведущих стран мира. Более того, часто говорят, что данная модель школы была изобретена не Вильгельмом фон Гумбольдтом, а Яном Амосом Коменским. Важно то, что скорость изменений в мире XXI века продолжает нарастать. По прошествии очередного десятилетия образование отстает на очередную эпоху. А нам нужно, чтобы образование готовило наших детей к жизни в будущем.

Является ли репродукция данной модели «гигантской проблемой»?

Да, является. Недовольство ею можно выражать с разных сторон. Например, Василий Ключевский осуждал современную ему модель школы, созданную в основном Петром, за то, что она убила воспитательный компонент школьного образования, сильный в Древней Руси.

Но сегодня проблема воспитания оказывается частью общей проблемы мотивации и результатов образования. Об этом говорит и цитата из японского министра образования из обсуждаемой публикации (вероятно, дата нуждается в уточнении, думаю, что министры образования появились в Японии только в Эпоху Мейдзи). Ключевая проблема здесь – именно в мотивации. И систему российского образования XIX века и систему советского образования XX века нельзя сейчас воссоздать потому, что они были основаны на авторитарных общественных структурах – на авторитете общества, государства и семьи. Но их воссоздание было бы губительным еще и потому, что сегодня от члена общества и работника требуются совершенно другие качества, чем те, которые были нужны 150 или 70 лет назад. Человек, имеющий в кармане компьютер, встроенный в сотовый телефон, и выход в интернет, думает, общается и действует иначе, чем человек середины XX века. В очередном международном исследовании PISA дети будут работать коллективно и использовать компьютеры и интернет, и это отражает сегодняшнюю перспективу образования.

И не обращать на это внимание, организуя работу школы и предлагая ей содержание образования и модель учебного процесса, – губительно.

Нужно ли переходить от «знаний» к «навыкам», в каком направлении желательно развитие российской школы?

Используемый термин «навыки» (skills) в современном российском образовании часто оказывается синонимичным термину «компетенция». Например, мы говорим о «навыках XXI века». Это понимание отличается от традиционного для российской педагогической литературы понимания «навыков». Под компетенцией понимается способность решать задачи из некоторой области, к которой и относится компетенция.

Учитывая это обстоятельство, видим, что в публикации выражена основная линия развития российского и мирового образования, отраженная, в частности во всех Федеральных государственных образовательных стандартах, в которой «компетенция», как бы мы ее не называли, оказывается важнейшим результатом образования.

Однако мне кажется, что речь сегодня надо вести о создании в нашей стране образовательных моделей, которые будут в каких-то важных для будущего страны отношениях, опережать «лучшие мировые образцы», при этом используя российские и мировые достижения педагогики и технологии. Что-то в этом роде пытаются делать Сингапур или Финляндия, начинает Китай (используя, в частности, наш опыт). У них это получается. Чем мы хуже? Мне кажется, именно в этом может состоять полемический тезис Грефа. Именно это стоит обсуждать.

Является ли министр образования самым важным министром правительства?

Хотелось бы.



Все "Комментарии"

система комментирования CACKLE

Подписка



Анонсы событий
Новости проекта

Укажите свой e-mail:




АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2017


 Rambler's Top100