Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

Участники Эльбрусской переговорной площадки подготовили резолюцию c предложениями по развитию положительных тенденций в образовании

18 Мая 2017

Резолюция «Эльбрусской переговорной площадки-2017»

Мы, представители семи регионов РФ, участники образовательного форума «Эльбрусская переговорная площадка-2017», собравшиеся в Приэльбрусье Кабардино-Балкарской Республики, обсудили актуальные проблемы образования:

·проблема сетевых технологий, электронного и дистанционного образования как условий для повышения доступности общего образования;

·проблема полилингвального образования в условиях многокультурного мира;

·проблема детско-взрослых отношений и взаимодействий как условие для гражданского, патриотического воспитания современного поколения детей.

В настоящее время в нашей стране продолжается модернизация системы образования, направленная на повышение качества образовательных услуг. Идет реализация стандартов в области образования: ФГОС ДО, НОО, ООО, СОО, ФГОС ОВЗ, вырабатываетсяпрофессиональный стандарт педагога. Создаются условия для повышения эффективности работы образовательных учреждений: новая система оплаты труда, подушевое финансирование, эффективный контракт, система оценки качества работы образовательных организаций по различным направлениям. Созданы предпосылки для индивидуализации образования. Быстрыми темпами стала развиваться совершенно новая образовательная среда, основанная на электронных ресурсах.Разрабатываются механизмы государственно-частного партнерства в образовании. Идет интеграция системы общего, дополнительного и профессионального образования путем создания многофункциональных образовательных комплексов с различными уровнями образования.

Мы, участники межрегионального форума «Эльбрусская переговорная площадка–2017», отметили, что для развития указанных положительных тенденций на сегодняшний день необходимо искать более эффективные модели управления системой образования, развивая не только вертикальные, но и горизонтальные связи.

В связи с этим мы хотим выделить ряд проблем и внести предложения по развитию положительных тенденций.

1. Результативность работы системы образования связана с самоопределением выпускников, успешностью их жизненного пути. Нас не может не тревожить проблема занятости населения. В эпоху интернет-технологий, сетевой революции, массового внедрения гаджетов и имплантов, андроидизации и роботизации многих производственных процессов в будущем не обеспечит нашу молодежь рабочими местами. Сегодня основное внимание на Северном Кавказе уделено развитию туристической отрасли. Все компании, которые предоставляют эти услуги, не отвечают требованиям времени. А именно все то, что влияет на имидж данной местности: дороги, инфраструктура для отдыха и досуга, уровень сервиса и обслуживания, зачастую отсутствие Интернета в гостиницах и онлайн-оплаты за услуги, безопасность. Есть серьезный риск, что молодежь будет покидать свои регионы, что в дальнейшем поставит под сомнение и само существование этноса представителей малых народов.

Предложения

органам власти на местах совместно с представителями туристического бизнеса, с системой образования начать разработку Комплексной целевой программы, которая позволит в корне изменить отношение к состоянию инфраструктуры, людским ресурсам местности, где развивается туристический бизнес.

органам управления образования, образовательным организациям сформировать рабочую группу по конвергенции содержания образования.

2. Особое беспокойство вызывает ситуация с финансовым обеспечением образовательных организаций. Организация и управление общим и дополнительным образованием строится по одной модели без учета особенностей конкретных территорий. Например, реализация модели нормативно-подушевого финансирования каждой отдельной школы в небольшом муниципалитете, где школ от 6 до 10 со средней наполняемостью не более 300–400 детей на каждое образовательное учреждение, изначально неэффективна и, как правило, в территориях не работает. Органы управления образования вынуждены перераспределить бюджеты школ внутри муниципалитета, чтобы школы смогли продолжать свою миссию. Подобных муниципалитетов в РФ более 60% от общего числа муниципалитетов. Очевидно, что небольшие организации общего образования (с небольшим количеством педагогических кадров, учащихся, скудной материально-технической базой и т.п.) не могут организовать для учащихся своих школ доступное, эффективное и качественное общее образование

Предложение

В качестве эксперимента опробовать и реализовать сетевую модель организации и управления основным общим и дополнительным образованием детей и взрослых на примере одного из муниципалитетов КБР (может, г.п. Тырныауза).

3. Мы, участники образовательного форума «Эльбрусская переговорная площадка», последовательно разделяем стратегическую позицию Российской Федерации в отношении рассмотрения одаренности в качестве стратегического государственного ресурса, обуславливающего конкурентоспособность России на мировой арене. Вместе с тем мы отмечаем, что предпринимаемые в последние 10 лет попытки форсированного строительства общероссийской системы выявления, развития и сопровождения одаренных детей и молодежи предсказуемо привели к перегибам, катализирующим рост энтропии (яркий пример чему – падение России в рейтинге стран по глобальному индексу креативности – Global Creativity Index, GCI – на 13 позиций с 25-го на 38-е место с 2005 по 2015 год), в связи с чем развитие молодой системы быстро оказалось в точке бифуркации, вектор исхода из которой определяется прямо сейчас. Основной перегиб заключается в изначально заложенном противоречии между критериями выявления одаренных детей, объективированными в достижениях, и критериями, объективированными в результатах психолого-педагогических обследований. Если первые довольно жестко регламентируются постановлениями правительства РФ и приказами Минобрнауки РФ, то вторые отданы на откуп психолого-педагогическому сообществу, что в действительности означает их синкретичное существование, а на практике их выпадение за границы фокуса госвнимания приводит к тревожному последствию: система работы с одаренными стратегически не держит перспективы, поскольку вся работа концентрируется на зоне актуального развития в ущерб зоне ближайшего развития потенциально одаренных детей.

Предложение

Образовательным организациям среднего образования, членам ЭПП на добровольной основе включиться в качестве сетевых участников в намеченную на 20172019 учебные годы работу инновационной площадки ГАОУ ВО МГПУ «Потенциальная успешность обучающихся: структура, диагностика, развитие» (научный руководитель: Р.В. Комаров) с целью разработки и апробации психолого-педагогической модели выявления потенциально одаренных обучающихся и развития выдающихся способностей обучающихся различных категорий.

4. Участников ЭПП не может не тревожить тот факт, что в современной образовательной политике поощряется конкуренция, борьба за место в рейтинге при ограничении самостоятельности ОО. А для решения задач, стоящих перед ОО, нужно сотрудничество, взаимодействие и совместные инициативы между участниками образовательного процесса, между учреждениями, что невозможно, если драйвером изменений не выступает директор школы. Необходимо создание сообществ руководителей, которые могли бы определять, влиять на принципы управления системой образования (пример – деятельность ЭПП).

Школа является муниципальной, директор школы – не муниципальный служащий, а требования к нему порой предъявляются более строгие, чем к муниципальным работникам. В противоречие с 273-ФЗ вводятся дополнительные конкурсные процедуры при назначении директоров.

Необходимо региональные и муниципальные нормативные акты привести в соответствие с 273-ФЗ, согласно которым руководитель ОО либо избирается коллективом ОО, либо назначается учредителем.

5. Большая часть ОО в регионах (СКФО) – казенные. В таких условиях невозможно реализовать эффективную образовательную программу, требования ФГОС в полном объеме. Директор казенной ОО не может отвечать за свои полномочия, которые не подтверждены финансовыми ресурсами.

Необходимо остановить вал проверок надзирающими органами и наказаний руководителей в виде штрафов и отстранения от работы.

6. Противоречием является и то, что учредитель (муниципалитет) не имеет полномочий по контролю и надзору за работой муниципальных образовательных учреждений, не может контролировать реализацию ООП школ. Эти полномочия, в том числе и финансы, находятся у региона. Либо муниципалитет становится полноправным участником управления качеством образования (регион делится частью своих полномочий), либо учредительство необходимо перевести на региональный уровень. На настоящий момент считаем оптимальным решением перевод школ в статус государственных.

7. Непростая ситуация складывается с родными языками (например, в регионах СКФО). Как только дети приходят в дошкольное учреждение, они забывают свой родной язык, к тому же идет сокращение воспитателей, обучающих родным языкам. Для сохранения и развития языков необходимо создание полилингвального детского сада.

Необходим детский сад, где взрослые общаются с детьми минимум на трех языках, дети погружаются в языковые среды через различные виды детской активности. По-видимому, необходимы нормативные документы, регламентирующие полилингвальность образовательной программы детского сада. Детский сад должен иметь выход в Интернет, широко использовать сетевые возможности изучения и развития в детях навыков общения на разных языках, в том числе и в сети.

8. Детско-взрослое сообщество должно динамично развиваться, федеральные и региональные органы управления должны ускорить появление нормативных актов, регламентирующих развитие сетевых школ, получение образования в сети.

9. Необходимо отказаться от централизованных закупок компьютерного оборудования, все средства направить на создание в ОО высокоскоростных точек доступа с различных устройств, имеющихся и у детей, и у педагогов.

10. Мы рассматриваем потенциал «Эльбрусской переговорной площадки» как один из системных ресурсов, который может быть задействован для организации диалога между участниками образовательного процесса. Как правило, подобные инициативы поддерживаются усилиями нескольких энтузиастов. На наш взгляд, для расширения круга участников, становления постоянного диалога необходима информационная поддержка подобных площадок со стороны властных структур.

Эльбрусская переговорная площадка – это новый тип сетевого взаимодействия, в котором каждая единица является источником своих целей и влияет на деятельность всех остальных единиц.

Присоединяйтесь!



Все "Событие дня"

система комментирования CACKLE

Подписка



Анонсы событий
Новости проекта

Укажите свой e-mail:




АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2017


 Rambler's Top100