Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

Образовательные результаты 2030: актуальность и перспективы

03 Мая 2017

С 28 по 30 апреля в Москве в очередной раз проходила Межрегиональная конференция "Эврика-Авангард". Темой конференции стали образовательные результаты 2030.

Работая по ФГОС, учителя стремятся добиться формирования личностных, метапредметных и предметных результатов у своих учащихся. Какие результаты важнее в формировании всесторонне развитой гармоничной личности? Эксперты конференции помогли разобраться в ситуации.

Директор ГБОУ Школа № 2095 "Покровский квартал" Илья Новокрещенов считает, что формирование личностных результатов учащихся важнее, несмотря на то, что их сложно измерить.

Председатель правления Международной Ассоциации «Развивающее обучение», генеральный директор Открытого института «Развивающее образование», кандидат педагогических наук Алексей Воронцов считает, что деление образовательных результатов на метапредметные, личностные и предметные – это серьёзная ошибка. По его мнению, это произошло по причине того, что учителя долгое время занимались формированием ЗУНов (знаний, умений и навыков) на своих предметах и «было решено рядом с предметностью положить метапредметность, за что все и схватились, вместо того чтобы поменять предметное содержание, которое давало бы метапредметный эффект». «Современные тенденции в образовании требуют изменения наполнения академических курсов, но в целом именно на предметных результатах базируются остальные», – уверен Алексей Воронцов.

Первый заместитель директора АНО «Институт проблем образовательной политики "Эврика" Роман Селюков считает, что нельзя выделять те или иные образовательные результаты. Все важно в комплексе, поскольку связано между собой.

С ним согласен и руководитель отдела региональных программ АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика" Владимир Бацын. "Представить себе абсолютно дремучего в смысле предметных знаний человека, но очень хорошего, очень милого, коммуникативного, дружелюбного так же страшно, как представить человека, с лёгкостью разгадывающего все кроссворды земного шара, но стервеца, подлеца и потенциального убийцу", – говорит Владимир Бацын.

Кандидат психологических наук, сооснователь и Президент исследовательского проекта "Глобаллаб" Татьяна Крупа считает важными те результаты, которые дадут ребенку возможность хорошо функционировать в существующем и будущем мире. С точки зрения компетенций, которые нужны будут работодателям, – это метапредметные результаты.

Председатель правления Межрегиональной тьюторской ассоциации, кандидат педагогических наук Елена Суханова считает, что разные педагогические концепции ориентированы на разные результаты. Если это педагогика индивидуализации, средовая педагогика – важнее личностные результаты. Если это деятельностная педагогика, то метапредметные результаты выходят на первый план. А традиционная педагогика репродуктивного характера держится на предметных результатах. "Сам мир устроен так, – рассуждает Елена Суханова, – что, во-первых, должна быть компиляция образовательных результатов; во-вторых, мы должны понимать, что является целью, а что средством. Где-то мы на материале математики строим проектные компетенции, а где-то через проекты выходим в математику".

2030 год не за горами, но история показывает, что в системе образования России за эти 13 лет многое может измениться. Интересно было узнать у экспертов, какие образовательные результаты в 2030 году будут не актуальны.

Алексей Воронцов считает, что за такой короткий промежуток времени приоритеты не изменятся, ведь по сути 13 лет – это один цикл обучения. Но могут быть расставлены акценты: например, усилится линия полилингвальности или информационно-коммуникативных технологий.

Илья Новокрещенов, наоборот, уверен, что приоритеты изменятся, сойдет на нет преподавание «умных» знаний, поскольку в смартфоне все эти знания уже сейчас есть. С ним согласен Роман Селюков, который говорит, что некоторые устаревшие гуманитарные знания уйдут из образовательных программ.

По мнению Татьяны Крупы, современный ФГОС построен довольно гармонично, но роль предметных результатов будет уменьшаться. Связано это с тем, что изменятся формы оценивания. От простых тестовых форм они перейдут к фиксации электронных действий, которые будут давать компьютеризованную реакцию как направление и возможность для дальнейшего роста ребёнка.

Елена Суханова убеждена, что в связи с большим количеством персонализированных сред, навигаторов, расширением доступа к различным ресурсам многие современные результаты ФГОС будут у детей формироваться просто за счёт другого устройства жизни.

Владимир Бацын предложил рассмотреть такую цель ФГОС как становление человека в его индивидуальности, неповторимости и своеобразии. Он предположил, что эта цель устареть и быть заменённой на какую-либо другую не может ни в 2030 году, ни в 2050, ни в 3000 году. «Парадокс в том, – объясняет Владимир Бацын, – что несмотря на то, что чёрным по белому эта цель прописана, в сознании учителей и управленцев она не фиксируется как цель, поэтому начинают придумываться другие цели. Все, что написано в личностных, предметных и метапредметных целях во ФГОС – это не столько приближение к этой важнейшей цели, сколько хождение вокруг или даже удаление от нее».

Почти все эксперты согласились, что проектно-исследовательская система обучения более прогрессивная и эффективная в формировании образовательных результатов, чем традиционная классно-урочная. Владимир Бацын считает обе системы ущербными, считая, что идеальная форма обучения – это рефлексия ученика на открытую жизнь вокруг него. «Учителя должны упорядочивать самостоятельно полученные учеником знания, – рассказывает Владимир Бацын. – Основная цель школьных образовательных программ – научить детей эффективно использовать внешнее пространство с пользой для себя.

Илья Новокрещенов тоже считает проектную систему обучения эффективной и более целостной, потому что для ее реализации нужно привлекать разные типы знаний из разных областей. Неудивительно, что в проекте сильнее проявляются метапредметные результаты.

По мнению академика Российской академии образования и РАН Алексея Семёнова главным результатом образования является сформированное у ребёнка желания учиться. Но чтобы сегодня это желание сформировалось, актуально учение с увлечением, считает научный руководитель АНО «Институт проблем образовательной политики "Эврика" Александр Адамский.

Роман Алексеев



Все "Вести образования"

система комментирования CACKLE

Подписка



Анонсы событий
Новости проекта

Укажите свой e-mail:




АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2017


 Rambler's Top100