Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

Наталья Жадько: Почему бизнес-тренерам необходимы педагогические технологии

26 Апреля 2017 0:00

Бизнес-педагогика — это относительно новое направление магистерского обучения и педагогических исследований, одна из задач которого научить учить для решения бизнес задач.

Магистерская программа «Бизнес-педагогика» открылась в Московском городском педагогическом университете (МГПУ) в 2013 году и за прошедший период успела стать популярной и востребованной. Средний конкурс среди желающих обучаться по этой программе составляет 5-6 человек на место.

В этом году курсы откроются 1 сентября, а набор состоится в августе.

Мы попросили руководителя программы Наталью Жадько рассказать об особенностях этой программы и о ее приоритетных задачах.

– Наталья Викторовна, кто обучается в магистратуре по бизнес-педагогике?

Это взрослые люди, уже закончившие вузы и работающие бизнес-тренерами, HR-менеджерами, учителями. Некоторые из них хотят получить специальность бизнес-тренера или повысить свою квалификацию в той сфере, в которой они работают.

– Что общего между бизнесом и педагогикой и почему педагогические компетенции нужны тем, кто работает в коммерческой сфере?

И в школе, и в бизнесе происходит взаимодействие между людьми, и если не научиться правильно выстраивать взаимоотношения, то бессмысленно рассчитывать на успех. Разница только в том, что бизнес ориентируется на клиента, а школа — на учеников и на их родителей. То есть очень важно дать людям, работающим в этих сферах, педагогические инструменты и научить их ими эффективно пользоваться.

– Во введении к книге «Тренинги для тренеров», которую вы написали совместно с М.А. Чуркиной, отмечается главное отличие преподавателя от бизнес-тренера: первый транслирует знания, а второй решает проблемные ситуации. Но сегодня это утверждение уже неактуально, поскольку к педагогам предъявляются новые требования — они уже не трансляторы знаний, а фасилитаторы, навигаторы, тьюторы...

Книга была написана в 2004 году, и в то время от учителя требовали интересной, увлекающей, но все-таки трансляции и ориентации на знания. Позже появились ФГОС и новые требования к педагогической деятельности, ориентация на формирование компетенций, которую мы учитываем в своей программе. Здесь много сходства в позициях учителя и тренера– научить конкретным компетенциям и навыкам. Основное отличие – в содержании обучения.

– Каких компетенций не хватает вашим магистрантам и какие они должны получить по окончании программы?

Прежде всего, не хватает умения самостоятельно разрабатывать программу обучения. Наши учителя, как правило, работают по готовым шаблонам, поэтому им сложно разрабатывать собственную авторскую программу под конкретные учебные задачи или запрос.

Так же, как и педагоги, многие бизнес-тренеры предпочитают вести занятия по готовым сценариям. Однако каждый раз им приходится работать с разными людьми, у которых разные потребности и разные задачи, и для каждого случая приходится проектировать индивидуальные программы. Поэтому первый сложный навык , который должны получить наши слушатели— это разработка собственной программы обучения .

Второй навык — умение взаимодействовать с аудиторией без стресса. Если дети изначально оказывают учителю кредит доверия, то взрослые — нет. Поэтому тренер должен заранее понимать стартовые позиции своих учеников, должен уметь предвидеть их возражения, думать, в каких случаях следует отвечать, а в каких — лучше перевести разговор в другое русло, как не цепляться к словам и не провоцировать конфликты.

Третий навык, которым важно овладеть – это технология обучения группы.

Далеко не всегда это удается и педагогам, и бизнес-тренерам. Как работать с сильными и слабыми одновременно? Как выравнивать группу? На кого ориентироваться в групповом обучении? Тренеры часто упрекают своих учеников в том, что они не очень покладистые, ученики в ответ говорят, что тренеры не очень компетентные. Но нельзя работать все время в условиях взаимных упреков. С одной стороны, надо быть деликатным, с другой — убедительным и с третьей — твердым, когда это требуется. Есть такие ученики, которые любят переключать все внимание на себя, задают много вопросов, дискутируют, но что делать с остальными? Остальные разочарованы тем, что диалог ведется только с одним человеком. Поэтому технология работы с группой — это очень важная компетенция, которой мы тоже учим.

Наконец, четвертая компетенция – это умение самостоятельно оценивать результат своей деятельности для того, чтобы своевременно исправить ошибки, которые мешают двигаться дальше.

– Как построена программа обучения в магистратуре?

Мы стремимся постоянно корректировать и совершенствовать программу в соответствии с потребностями времени и наших учащихся. Например, поначалу у нас преподавались отдельные дисциплины, а позже мы перешли на более гибкий модульный принцип обучения, в основе которого - разумное сочетание фундаментальных теоретических дисциплин и практикоориентированной подготовки. Например, только у нас есть курсы «Междисциплинарные исследования в педагогике» и «Когнитивные аспекты обучения», который ведет академик РАО Марьяна Михайловна Безруких. Я преподаю «Методологию и методы научного исследования в педагогике», который развивает научное мышление, приучает к таким непривычным для педагогов и тренеров практиков абстрактным категориям, как «объект», «предмет», «гипотеза». Наряду с фундаментальными курсами, расширяющими профессиональный и исследовательский кругозор, все дисциплины модуля «Технология бизнес обучения» идут в формате проектного семинара, на котором наши магистранты учатся задавать вопросы заказчикам бизнес обучения, проектируют концепции и программы своих тренингов, оттачивают мастерство преподавания для взрослых, самостоятельно определяют критерии результативности и эффективности своих учебных программ. Нам очень повезло с коллегами и партнерами, второй год под руководством профессора МГПУ, Сергея Викторовича Весманова, идет постоянно действующий научный семинар, на котором магистранты нашей программы и магистерской программы «Управление проектами в образовании» постоянно выступают с докладами о ходе своих исследований. Сложилась абсолютно уникальная площадка, на которой формируются навыки, полезные всем магистрантам: умение выступать публично, способность анализировать и сотрудничать с научными руководителями, вести дискуссию со своими коллегами и преподавателями, отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы.

С прошлого года мы начали открытые мастер-классы, которые ведут такие известные специалисты, как Михаил Кларин, доктор педагогических наук, председатель правления Ассоциации русскоязычных коучей, автор самой первой книги для бизнес-тренеров «Корпоративный тренинг: от А до Я» , вышедшей в свет еще в 1991 году. Также мастер-классы у нас ведут специалисты Академии Росатома и другие известные и успешные представители рынка бизнес обучения, которые щедро делятся своими профессиональными секретами с нашими слушателями.

Значительную часть нашей программы обучения составляют практические задания и самостоятельная работа магистрантов.

Разнообразны и формы обучения: наряду с лекциями, как уже отмечалось выше, организуются семинары и мастер-классы, а в последнее время - дистанционные индивидуальные консультации. Думается, эта форма обучения со временем будет только расширяться.

В заключение хочу пару слов сказать о карьерных возможностях наших выпускников. Первые наши выпуски показали, что знания и навыки, полученные в магистратуре влияют не только на профессиональный и личностный рост, но также на карьеру наших выпускников. Наши выпускники становятся бизнес тренерами, руководителями учебных центров, руководителями системы образования, востребованными на рынке труда.

Наталья Викторовна Жадько – бизнес-тренер, доктор педагогических наук, профессор, руководитель магистерской программы «Бизнес педагогика» Дирекции магистерских программ МГПУ. Закончила МГИК в 1991г. , руководила учебным центром «Школа Рудомино» ВГБИЛ, тренинговой и консалтинговой компанией «Большая Перемена». В 2012 г. защитила докторскую диссертацию на тему «Теоретические и методологические основы проектирования и реализации технологии интенсивного бизнес-обучения». Автор более 100 публикаций по вопросам интенсивного бизнес обучения, технологии бизнес тренинга.

njadko@gmail.com



Все "Вести образования"

система комментирования CACKLE

Подписка



Анонсы событий
Новости проекта

Укажите свой e-mail:




АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2017


 Rambler's Top100