Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

Анатолий Шперх: Самое глупое – это запретить то, в чем дети испытывают потребность

09 Апреля 2017 0:00

- Если я прикажу какому-нибудь генералу порхать бабочкой с цветка на цветок, или сочинить трагедию, или обернуться морской чайкой и генерал не выполнит приказа, кто будет в этом виноват - он или я?

- Вы, ваше величество, - ни минуты не колеблясь, ответил Маленький принц.

Есть вещи, обсуждать которые грустно и смешно. Да и не стоят они того. Последняя инициатива депутатов выглядит как приказ обернуться морской чайкой. Генералы всегда готовятся к прошедшей войне. «Парламентарии Заксобрания Ленобласти предлагают владельцам соцсетей осуществлять регистрацию пользователей только после проверки паспортных данных. Депутаты выступают за разрешение создавать только один аккаунт и только с использованием реальных имени и фамилии». И – «только лицам, достигшим 14 лет».

Прекрасная инициатива. Бессмысленная и беспощадная. Про кого и для кого она?

Перед тем, как ответить на этот вопрос, надо разобраться с двумя вещами: почему дети идут в соцсети и что вообще такое соцсеть.

Наивно думать, что дети просиживают в соцсетях часы и сутки только потому, что их туда затащили злые дяди. Сеть появляется в жизни ребенка ровно тогда, когда появляется потребность. Прежде всего потребность в общении. Ребенок ищет социализации, признания своей значимости у окружающих и «разговоров» с интересными собеседниками. Если ребенок заменяет реал виртуальным общением, значит, ему не додали чего-то в реале. Запрещать это – бессмысленно. Подростки восьмидесятых занимались тем же в парадных с гитарой и сигаретами. Тинейджеры девяностых находили свой «виртуал» на задворках рынков и ларьков.
Чисто не там, где убирают, а там, где не сорят. Если у детей есть потребность в общении, нужно не «зачищать» все площадки, где они могут собираться, а наполнять их досуг тем, что видится более достойным. В противном случае подростки легко переходят из парадной в подворотню, и с пустыря в настоящий криминал.

Запрет явления, которое имеет социальную потребность, бессмысленен, потому что вода дырочку найдет. Подростки уйдут из открытых сетей – в закрытые, из понятных и контролируемых мест – в темные и действительно опасные «подворотни».
А мест таких – сколько угодно.

И тут нужно ответить на второй вопрос – а что такое социальная сеть? Понимают ли это законодатели?
Понимают ли они, скажем, что роль социальной сети могут играть мессенджеры, такие как Whatsapp или Telegram?

И что будут делать уважаемые депутаты с перепиской внутри закрытой группы Whatsapp'a, о которой не знает никто, кроме ее участников?
Если группу ВКонтакте еще как-то можно проконтролировать и запретить, направив администрации суровый запрос «из компетентных органов», то что эти «компетентные органы» будут делать с «закрытым чатиком», сообщения в котором шифруются? А «чатик» может насчитывать несколько тысяч участников. При этом участники, скажем, Whatsapp'a не знают друг о друге ничего, кроме номера телефона.
То есть, запрещая понятное, мы вытесняем детей на темную поляну. Поляну, на которой намного больше вероятность попасть в неприятные ситуации.
Самое глупое, что только можно сделать, – это запретить то, в чем дети испытывают потребность. «Ксанф, выпей море!»

Анатолий Шперх,

учитель-исследователь, руководитель Школы инженерного мышления Лаборатории непрерывного математического образования



Все "Комментарии"

система комментирования CACKLE

Подписка



Анонсы событий
Новости проекта

Укажите свой e-mail:




АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2017


 Rambler's Top100