Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

Владимир Бацын: Да здравствует двойной стандарт?

04 Апреля 2017 0:00

Давайте примем как аксиому: хиджаб для мусульманки – не элемент одежды. Он, если так можно выразиться, – материализованная часть ее персональной (и трансперсональной – религиозной, культурной ) идентичности. Абсолютно такую же функцию имел женский головной платок в русской православной традиции – выйти на люди простоволосой было немыслимым неприличием, вплотную граничащим с тяжким грехом. Вы только попытайтесь представить, что случилось бы на Руси-матушке, если бы Боярская дума времен Иоанна Васильевича или Алексея Михайловича приняла решение отменить его ношение! Уверен, что бояре-инициаторы были бы растерзаны разъяренной обоеполой толпой, вооруженной томиками «Домостроя».

Начатая Петром европеизация России постепенно вывела «русский хиджаб» из повседневного употребления, оставив ему социокультурную нишу только при посещении женщинами церкви. Сегодня из обязательной для православного человека атрибутики остался нательный крестик, но находиться он, как правило, должен в точке солнечного сплетения и поэтому под одеждой не виден. Но, опять же, представьте себе, что произошло бы, если бы сегодня государство ввело тотальный запрет на ношение нательных крестиков как элемента, нарушающего светскость гражданской одежды! С другой стороны, на уроках физкультуры его не скрыть, что делает крещеных детей прямыми нарушителями светскости образования.

Но не странно ли, что ревнители светского дресс-кода возражают против хиджаба, а по поводу крестика – нет, хотя, будучи последовательными, должны были бы настаивать на соответствующем досмотре учеников при пересечении ими школьного порога. Получается откровенный двойной стандарт. С другой стороны, запрет на ношение религиозной атрибутики вполне можно рассматривать как покушение государства на свой же закон о противодействию оскорблению религиозных убеждений и чувств граждан.

В связи с этим любопытно вспомнить, какой «компромисс» был предложен несколько лет назад директором школы на Ставрополье, где произошел первый «хиджабный» инцидент, вызвавший тогда острую полемику. Девочкам-мусульманкам (с согласия районной прокуратуры) разрешили покрывать голову белыми косынками. То есть, находясь в школе, закрывать волосы и уши, в принципе, можно, и хотя всем понятно, что делается это по основаниям веры, светскость школы уже как бы не нарушается. А если косынка такая же белая, так же скрывает волосы и уши, имеет для своей хозяйки тот же смысл, но скроена по-иному и называется хиджабом, то образовательный процесс мистическим образом в тот же миг светским быть перестает. По-моему, рассуждать так могут только очень суеверные люди.

Глупо запрещать школьницам-мусульманкам ношение хиджабов и уж совсем глупо считать это «борьбой с угрозой исламизации». Скорее, именно такая «борьба» активно провоцирует возникновение другой, гораздо более страшной угрозы – внесения в детскую среду ксенофобии сразу по нескольким основаниям: религиозному, национальному, культурному. Провалив «экзамен по дресс-коду» для своих школьников, Россия уже в среднесрочной перспективе рискует провалить экзамен по своему внутреннему гражданскому миру.

Из важнейших причин переживаемого сегодня Россией кризиса цивилизационной идентичности я поставил бы на первое место такую: в нашей многовековой исторической реальности так и не возник подлинный диалог между культурами православия и ислама (шестьсот лет вместе), православия и иудаизма (двести пятьдесят лет вместе), православия и буддизма (триста лет вместе). Надеюсь, мы все понимаем, что речь идет не о декадах дружбы, а об осознании каждым своей собственной личности как многомерного поликультурного пространства.

Именно здесь – причина нашей вопиющей коллективной социокультурной невежественности, порождающей богатейшую гамму чувств – от мнительной подозрительности до панического ужаса – при встрече с непривычным, «не своим», «не нашим». А поскольку мир взял манеру становиться непривычным постоянно – мы постоянно боимся быть захваченными врасплох. Боимся подвоха. Отовсюду. Со всех сторон. В том числе – и со стороны хиджаба.

Я сознательно не стану ссылаться на опыт других стран – желающие могут поинтересоваться в Интернете. В каждом случае решение имеет свою мотивацию, причем заведомо понятно, что социально-культурная и религиозная специфика России не допускает никаких прямых аналогий ни с Соединенными Штатами, и с Соединенным Королевством, ни с Турцией, ни с Францией. И именно исходя из этой отечественной специфики, я считаю, что хиджабы в российских учебных заведениях должны быть разрешены. Ибо никакого ущерба светскости образования они (как и крестики на груди православных детей, как обрезанная крайняя плоть детей правоверных иудеев) не нанесут и нанести не могут. А вот невежественная борьба с подобными «пережитками» может в нынешних условиях иметь крайне негативные последствия в самом «тонком месте» – в воспитании детей, готовых дружелюбно жить в открытом поликультурном и поликонфессиональном человеческом сообществе двадцать первого века.

И если бы «директором был я», то устраивал бы в школе празднование всех национальных (в том числе и религиозных) праздников всех народов, дети которых в ней учатся, и учил бы ребят, начиная с первого класса, поздравлять с этими праздниками не только «виновников торжества», но и друг друга по обычаем народа-именинника. Я украшал бы стены школы детскими рисунками на сюжеты этих древних верований и событий и приглашал бы родителей сделать детям угощение в такой знаменательный день. Я бы постарался сделать так, чтобы к окончанию школы все ученики в ключевых чертах знали, что и почему является традиционно священным не только для «иных» граждан родной страны, но и, по возможности, для миллионов «иных» людей в других частях света.

Владимир Бацын



Все "ИнтерВести"

система комментирования CACKLE

Подписка



Анонсы событий
Новости проекта

Укажите свой e-mail:




АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2017


 Rambler's Top100