Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

Михаил Павловец: Творческое наследие Евгения Евтушенко

02 Апреля 2017 0:00

Евгений Евтушенко – поэт, чье творчество вполне доступно разным возрастам и читательским группам. Самый прямой путь к постижению его поэзии лежит через песенное воплощение лирики Евтушенко. Здесь желательно брать его оригинальные стихотворения («Сережка ольховая», «Со мною вот что происходит», «Стеклянный господин», «Дай Бог!» и т.п.) – и сравнивать их выразительное чтение с песенным исполнением – самим учителем или учениками либо в записи (актерское). Хорошо, если есть возможность работать с распечатанным текстом: школьники могут ручками или карандашами разных цветов подчеркивать во время прослушивания те слова, которые выделяет исполнитель и/или которые им самим кажутся самыми главными. До этой работы (а в сильных классах можно и после) стоит обсудить, каким образом выделяются ключевые слова при устном чтении стихотворения и каким – при их песенном исполнении (интонация, мелодические ходы, сила звука и пр.). При этом следует не забывать и о роли рифмы и повторов, которые также акцентируют значимость определенных слов, обращают на них особое внимание. Завершить разговор можно сравнением лирики письменной и песенной, попытаться охарактеризовать возможности той и другой (в песенной – дополнительным средством выразительности является мелодия, само исполнение и аккомпанемент, чтение стихотворения вслух менее зависит от мелодии и ритма, переносит внимание со звуков музыки – на музыку слова, его ритм, созвучия, интонацию).

В старших классах можно обратить внимание на основные темы лирики Евтушенко и ее поэтику. Так, для старшеклассников может быть интересна тема «русского человека на рандеву» (Н.Г. Чернышевский) – ситуации встречи сильной женщины и слабого мужчины, известной им по русской классике (от «Бедной Лизы» и «Евгения Онегина» - и до «Грозы» Островского, «Любви» Чехова и мн.др.) – то, как эта тема решается Евтушенко в таких стихотворениях, как «Ты большая в любви. Ты смелая…», «Всегда найдется женская рука…», «Качался старый дом, в хорал слагая скрипы…» и др.) Восстановлению этой линии преемственности по отношению к классике и можно посвятить беседу на уроке, особое внимание обратив на то, что большинство стихотворений Евтушенко (как и Маяковского) – это разговор с другим человеком, попытка найти с ним общий язык, объясниться, что-то ему рассказать (умение видеть знаки этой обращенности к другому в стихотворении – необходимо для квалифицированного читателя).

Другая важная часть творческого наследия, которой можно посвятить занятие – это стихотворная публицистика Евтушенко. Разговор о таких стихотворениях Е. Евтушенко, как «Бабий Яр», «Наследники Сталина» или «Танки идут по Праге», это не только повод на уроке литературы обратиться к событиям недавнего прошлого, которые обычно изучают на уроках истории, но и возможность обсудить собственно литературные проблемы: чем публицистика отличается от собственно художественной литературы; что дает автору публицисту обращение к стихотворной, а не к прозаической форме – и чем он при этом вынужденно жертвует. Возможна и дискуссия, следует ли считать стихотворную публицистику второстепенным видом словесного искусства – по сравнению с «чистой поэзией» либо отдельным его видом, имеющим свои собственные задачи и особенности. А заодно – в чем причина массовой популярности стихотворной публицистики у современников, притом что большинство произведений ее быстро забываются читателем, тогда как шедевры «чистой поэзии» редко могут рассчитывать на широкий резонанс – но добирают своего читателя в вечности.

Михаил Павловец,

доцент факультета филологии НИУ ВШЭ, учитель словесности Лицея НИУ ВШЭ



Все "ИнтерВести"

система комментирования CACKLE

Подписка



Анонсы событий
Новости проекта

Укажите свой e-mail:




АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2017


 Rambler's Top100