Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

Любовь Духанина: Нагрузку школьных учителей необходимо прописать в системе оплаты труда

29 Марта 2017 0:00

Учителя зачастую настолько перегружены профессиональными и дополнительными обязанностями, что у них не остается времени на отдых, семью и самообразование. В регионах необходимо выработать единые подходы к определению нагрузки учителей, её нормирование следует отразить в системе оплаты труда. Такие выводы сделаны рабочей группой ОНФ «Образование и культура как основы национальной идентичности» по результатам исследования, проведенного экспертами Народного фронта и Фонда «Национальные ресурсы образования» с участием более 5 тыс. учителей.

Анализ показал, что больше всего работать приходится учителям Чукотского АО (в среднем 32 часа в неделю), Алтайского края (29 часов), Костромской области (28 часов), Курской и Самарской областей, а также Чеченской Республики (в среднем по 27 часов).

В отдельных случаях при совмещении нескольких предметов нагрузка педагога доходит до 54 часов в неделю (Новосибирская область, Удмуртская Республика). Некоторые учителя проводят по 10-12 уроков в день (Краснодарский край, Тульская, Самарская, Кировская, Новосибирская, Амурская, Вологодская, Калужская, Московская области, ХМАО-Югра и др.).

В среднем на одну ставку работают учителя в Республике Ингушетия (17,4 часа в неделю), Тюменской и Ивановской областях (по 18 часов), республиках Мордовия, Дагестан, Осетия, Калмыкия, а также в Брянской области (по 19 часов).

Однако эти показатели не учитывают всего разнообразия деятельности, которой занят школьный учитель. По оценкам экспертов, подготовка к урокам, проверка тетрадей, заведование мастерскими и учебными кабинетами, индивидуальная, внеклассная работа с детьми, работа с родителями, дежурства по школе и другие ненормированные виды педагогической деятельности прибавляют к общей нагрузке учителя до 10 часов в неделю. Так, например, на организацию воспитательной работы в среднем у педагога уходит 8 часов, но есть и случаи, когда этот показатель составляет 17 часов (Астраханская область), 14 часов (Алтайский край), 13 часов (Курская область). Достаточно много времени учитель тратит на подготовку к урокам, в том числе проверку работ — в среднем 10 часов. Такой показатель был установлен в республиках Адыгея, Башкортостан, Бурятия, Карелия, Мордовия, Удмуртия, в Астраханской, Калининградской, Курганской, Московской, Новосибирской, Самарской и др. областях, в Алтайском и Красноярском крае. Этот вид нагрузки возрастает в среднем на 7 часов в неделю, если учитель выполняет обязанности классного руководителя.

Ежедневно учителям приходится заполнять не только классные журналы, дневники и поурочные планы, но и табели посещаемости, питания. К этим документам еженедельно добавляется заполнение журнала работы с родителями и трудными детьми, журналов техники безопасности, индивидуальной, кружковой и факультативной работы, отчетов по воспитательной и учебной деятельности, дневника классного руководства и пр. Причем не всегда выполняемая бумажная работа способствует улучшению учебной или воспитательной работы. Так, в региональном отделении ОНФ Оренбургской области привели пример затрат рабочего времени учителя. Контрольная по математике идет 90 минут, учитель проверяет её один час, затем составляет анализ: для себя в течение 30 минут, а для отчета в министерство — 2 часа. В целом же работа с документами занимает в среднем 6 часов в неделю. В Севастополе этот показатель составляет 9 часов, в Курской и Липецкой областях — 8 часов, в республиках Тыва, Татарстан, Адыгея, Астраханской области и Ставропольском крае — 7 часов. Учителя в Астраханской области сообщают, что в основной школе этот показатель значительно выше, так как новый стандарт в рамках проектной деятельности обучающихся предполагает дополнительный объем бумажной работы из-за требования подготовки каждым учеником проекта в конце учебного года.

Многие учителя отмечают, что значительное количество времени тратят на методическую работу — в среднем 5-6 часов в неделю, включая разработку программ, повышение квалификации, участие в семинарах, написание научных статей и т.п. Неотъемлемой частью образовательного процесса является и внеурочная деятельность. В среднем у педагога на нее уходит 4,5 часа, при этом в Астраханской области этот показатель составляет 12 часов, в Сахалинской области — 10 часов, в республиках Татарстан и Марий Эл, а также Калининградской области — 7 часов.

Мониторинг показал также, что нередко учителей привлекают к выполнению вовсе несвойственных им обязанностей. Так, в региональном отделении ОНФ Астраханской области сообщили, что учителей обязывают проводить работу с населением на территории, закрепленной за образовательной организацией, по выявлению детей, не занимающихся в школе, и сбору данных о детях дошкольного возраста.

Кроме того, учителям периодически требуется предоставлять отчеты в Роспотребнадзор, Рособрнадзор, прокуратуру, трудовую инспекцию, полицию, органы социальной защиты, местные органы образования и т.д. Всего, по данным Минобрнауки, в образовательные организации поступает до 20 запросов в месяц.

«Учителя возмущаются как чрезмерным количеством требуемых отчетов, так и их дублированием в бумажном и электронном варианте. Очевидно, что отчетные документы в школе необходимо оптимизировать и упорядочить, нормативно закрепить их обязательный перечень. Это даст право школам не заниматься отчетностью, не закрепленной в данном перечне», — считает руководитель рабочей группы ОНФ «Образование и культура как основы национальной идентичности», зампред комитета Госдумы по образованию и науке Любовь Духанина.

Она напомнила, что о необходимости снизить отчетную нагрузку на учителей активисты Народного фронта говорили в 2014 году на форуме ОНФ в Пензе «Качественное образование во имя страны», а также на заседании Госсовета по вопросам общего образования. Лидер ОНФ, президент России Владимир Путин поставил задачу уменьшить бюрократическое давление на школы.

По мнению Духаниной, другой значимый фактор чрезмерной загруженности учителей — стремление самих педагогов взять дополнительную оплачиваемую нагрузку для увеличения заработной платы.

«Наши исследования показывают, что во многих регионах еще очень далеки от доведения средней заработной платы учителей до уровня средней зарплаты по субъекту РФ, как того требует «майский» указ Владимира Путина. Есть примеры не увеличения, а уменьшения зарплаты педагогов — в том числе из-за снижения нормативов подушевого финансирования школ, стимулирующих выплат. Понятно, что в такой ситуации учитель вынужден просить дополнительные часы, подрабатывать библиотекарем, методистом», — констатирует Духанина.

Руководитель рабочей группы ОНФ считает, что освободить учителей от непрофильной нагрузки, снизить бюрократию в школах должны последовательные действия правительства РФ и региональных администраций.

«Избыточный объем учебной, внеурочной и бюрократической работы обессиливает учителя, лишает его возможности нормально отдыхать и заниматься самообразованием. Измотанный, задерганный педагог не способен на творческий порыв, не интересен ученикам. Поэтому в конечном счете требуется прийти к системе оплаты труда учителей, которая позволит нормировать учительский труд и определит верхний предел трудовой занятости учителя, установив за него при этом достойный уровень оплаты. Это будет способствовать освобождению педагогов от непрофильных обязанностей, а в конечном счете — качественному выполнению школой образовательных и воспитательных задач», — заключила Духанина.

Соб.инф.



Все "Вести образования"

система комментирования CACKLE

Подписка



Анонсы событий
Новости проекта

Укажите свой e-mail:




АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2017


 Rambler's Top100