Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

Сергей Заир-Бек: Родительское соуправление формирует ответственность

27 Марта 2017 0:00

Сергей Заир-Бек, сотрудник научно-исследовательского университета – Высшая школа экономики, рассказывает о том, как отличить добровольное финансовое участие родителей в школьных делах от криминального давления на них со стороны администрации.

– Есть ли случаи, когда сбор денег необходим или по крайней мере оправдан?

– Начну с одной истории. Два года назад, будучи в США, я с коллегами ездил в разные школы, чтобы изучить американский опыт. Нас интересовали чартерные школы. Так вот, мы приехали в одну из школ, где нас ждали учителя и дети. Нас встретили, показали уроки, провели по школе. В физкультурном классе практически все ученики школы исполнили для нас русские танцы. А потом нас пригласили на ланч. Ланч проходил в одном из классов. И мы заметили, что на стол накрывают не учителя. Тогда нам объяснили, что это родители, которые собрали деньги для того, чтобы накормить нас. В школе не предусмотрено для этого бюджетных средств. Родители сами собрались, провели встречу и решили собрать деньги, закупить готовые блюда. Учителя не настаивали, это было решение родителей.

В другой школе одна из членов родительского комитета рассказала нам, что их комитет имеет свой юридический счет, на который они перечисляют деньги, то есть, представляете, родительский комитет школы имеет свое юридическое лицо. Родители сами решают, что именно они будут финансировать. Директор не может ни настаивать, ни требовать. Он регулярно отчитывается перед родительским комитетом о школьных проблемах, успехах и результатах, обозначает те мероприятия, которые требуют дополнительных средств. Но только родительский комитет может решить, как именно, в каком объеме и что именно он будет финансировать полностью или частично.

Эти две истории показывают, что означает реальное родительское соуправление. Это не просто контроль, это и участие, причем, финансовое. Оно формирует ответственность. Школы могут быть государственными (муниципальными) или частными, суть дела от этого не меняется. Естественно, нет и речи о том, что школа принудительно собирает с родителей деньги или делает это как бы добровольно, но на те услуги, которые должны оказываться бесплатно или могут быть предметом свободного выбора, без принуждения и давления. Например, на охрану деньги с родителей никто принудительно собирать не будет, так же, как и на то, чтобы платить уборщице за уборку классов или рекреаций.

– Можно ли школе прожить без сбора денег с родителей?

– Правомерно ставить вопрос не о сборе школой денег с родителей, а об участии родителей в управлении школой с возможностью привлечения их средств. Сбор школой денег с родителей не должен быть оправдан. И то, что сегодня школы иногда это делают просто потому, что, например, в бюджете не заложены средства на текущий ремонт или, например, на утепление окон, а любые проверки могут закончиться штрафом, это проблема учредителя, а не школьная, если, конечно, это вообще это не что-то криминальное. Когда школа вынуждена решать проблемы заделывания крыш или закупки учебников за счет родителей - это незаконно и несправедливо. Если школа вдруг решила, что дети должны учиться по учебникам, которые не входят в федеральный перечень, и на этом основании необходимо потребовать «скинуться» родителей – это незаконно. Если школа организует регулярный так называемый «спонсорский» взнос, притом, что родители даже не в курсе, на что уходят эти деньги, это тоже незаконно и неправильно. Государственная школа должна жить без сбора денег с родителей.

– Насколько качество образования зависит от способности родителей платить?

– Исследования показывают, что, увы, зависит. Правда, речь идет не о поборах со школ, а о репетиторстве, например. Любые другие подобные зависимости носят криминальный характер. Если оценки ребенка зависят от размера внесенных его родителями средств, если ребенку навязываются факультативы, если учителя говорят, что без платных дополнительных занятий ребенок не сможет сдать ЕГЭ, – это криминальная история, и расплата за это должна следовать неукоснительно.

Ольга Дашковская



Все "ИнтерВести"

система комментирования CACKLE

Подписка



Анонсы событий
Новости проекта

Укажите свой e-mail:




АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2017


 Rambler's Top100