Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

Владимир Бацын: Учимся «качать права»!

27 Марта 2017 0:00

Учимся «качать права»!

Не сомневаюсь, что эпизод, легший в основу газетного материала, многим покажется вполне традиционным: уж сколько раз писалось о сборе денег с родителей на «нужды школы» – на уборку классов, на охрану и т.д. и т.п. И сколько раз объяснялось, какие сборы законны, а какие – нет, кто должен платить за те услуги, а кто – за эти, какие деньги – на образовательное муниципальное задание, а какие – на обслуживание школьного здания.

Ну давайте еще раз подивимся невежеству муниципальных и школьных властей, вновь и вновь наступающих на старые грабли, давайте еще раз испытаем чувство неловкости за директора и классного руководителя, угодивших в ими же самими расставленный для себя капкан. И, может быть, даже пожалеем их – ставших «героями» безжалостных СМИ и социальных сетей.

Но я буду сейчас говорить не о расценках на мытье полов, не о договоре муниципалитета с клининговой компанией и даже не о школьном педагогическом истеблишменте – о нем еще успеется. Прежде всего я хочу говорить о ребятах, которым мы обязаны обнародованием этого эпизода. А точнее – о том замечательном моменте, когда из привычных школьных буден как бы сам собой возник перед ними Актуальный Социальный Вопрос.

Мы-то с вами знаем, что рано или поздно, в том или ином стечении обстоятельств, но однажды в жизни каждого человека такой вопрос возникает впервые. Его появление – верный признак социального взросления. Поэтому поиск ответа на него всегда нетерпеливо-мучителен. Юношеский максимализм требует ответа быстрого, полного и однозначно-убедительного. И совершенно неважно, что суть вопроса может не иметь лично для тебя никакого значения – важно, что вопрос «сам по себе» актуально социален и социально актуален. Нам не жалко семидесяти пяти рублей; мы просто хотим понять: как расходуются пятьдесят тысяч, ежемесячно собираемые с наших родителей якобы на мытье полов?

Какие противные, однако, эти «умники»! Какое им дело до этих денег? Родители же согласились! А они требуют «квитанции»! Какое право они имеют что-то требовать?! Совсем обнаглели! Мы что, теперь должны перед ними еще и отчитываться?! Тогда пусть моют полы сами! Они, видите ли, сюда учиться пришли!

Рискну утверждать, что наше общество – особенно его младшая часть – переживает сейчас критически важный период своего гражданского развития: оно хочет заново осознать пространство своих гражданских прав и обязанностей. Не тех прав и обязанностей, которые определены административно или политически «старшими», а тех, которыми само общество должно обладать, чтобы чувствовать себя здоровым и это состояние своего здоровья контролирующим.

Старшеклассники жигулевской школы, судя по всему, сделали на этом пути первый важный шаг: не покидая «школьной предметности», они вышли в открытое социальное пространство и вынесли на его суд пробу по взаимодействию со своими учителями – только не в качестве их учеников, а в качестве граждан. И, как мы видим, учителя экзамен на эту «гражданскую пробу» с треском провалили.

Нам всем предстоит заново учиться «качать права». Учиться вместе с нашими учениками. И быть готовыми к тому, что нам придется учиться от них больше, чем им от нас. Что ж, сами виноваты.

Владимир Бацын



Все "ИнтерВести"

система комментирования CACKLE

Подписка



Анонсы событий
Новости проекта

Укажите свой e-mail:




АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2017


 Rambler's Top100