Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

Константин Андреев: Знакомство с прошлым

20 Марта 2017

Константин Андреев, руководитель Образовательного центра Государственного Музея истории ГУЛАГа, победитель региональных и всероссийских педагогических конкурсов, рассказывает о том, как музеи становятся образовательной средой и как познакомить молодежь с прошлым нашей страны.

– Музей сам по себе – очень сложный и интересный механизм. Огромное количество элементов его работы, конечно же, может называться средой, причем и образовательной тоже. Но современные музеи уже давно ориентируются не только на создание обучающей, развивающей среды внутри музея, но и стремятся выходить за пределы привычной деятельности и привычного пространства. Многие музеи создают культурно-образовательную среду на основе взаимодействия с другими учреждениями. Большая часть из удачных выставочных проектов последних лет – это проекты, объединяющие усилия разных учреждений и организаций. Наиболее востребованы те идеи, которые соединяют ранее никогда не соединяемые компоненты: экспонаты, научные изыскания, кадровые ресурсы, инициативы

– А какую роль в процессе становления образовательной среды играет посетитель?

– Посетитель (с большой буквы) является полноценным создателем образовательной среды. Именно он становится партнером Музея в продвижении идей, смыслов и знаний. Именно Посетитель своими знаниями и усилиями расширяет возможности Музея.

– Времена существования ГУЛАГа – мрачная веха нашей истории. Насколько эта тема интересна современной молодежи?

– Изучение травматического опыта всегда будет актуальным для людей, так как оно позволяет выходить на новый уровень развития общества.

Современные подростки, молодые люди интересуются многим в жизни. Как правило, те, кто ищет себя, рано или поздно приходит к этой теме. И задача Музея – предоставить возможности знакомства, возможности взаимодействия с прошлым. Это касается тех, кто хочет изучить себя в контексте истории и культуры. Но часто в музей приходят и те, кто мало разбирается в истории, в датах, в личностях. И работать с такими молодыми людьми тоже очень интересно. Необходимо заинтересовать их темой, побудить к самостоятельному изучению истории своей семьи, своей личной истории.

Именно студенты, подростки, выпускники вузов – тот контингент, который является двигателем программ и предложений Музея. В основе работы Музея с этой категорией лежит деятельностный подход. Большинство программ и проектов, ориентированных на молодежь – это предложение сотрудничества.

Особо выделяется в этом работа социально-волонтерского центра, который предлагает включиться в социально-значимую деятельность: помощь подопечным жертвам репрессий, участие в расшифровках видео интервью, дежурство в экспозиции в дни массового посещения Музея, участие в благоустройстве мест расстрелов и захоронений.

Молодые люди могут принять участие в образовательных проектах. Например, «Прожито: лаборатория». Этот проект реализуется совместно с электронным корпусом дневников «Прожито» и заключается в регулярном совместном офлайн-взаимодействии с целью расшифровок реальных дневников советского времени. В этом году подобные встречи будут завязаны на дневниках молодых людей первого послереволюционного поколения. Молодым людям важна социальная значимость и результативность их участия в проектах, поэтому публикация подобных расшифровок в формате книги или же в формате электронного материала – полноценное признание их участия.

Новый курс «Реальная история» позволяет подросткам познакомиться с реальными инструментами для работы с «прошлым». Как часто мы слышим о том, что в школе учащиеся лишь учат даты для ЕГЭ и совершенно не занимаются краеведением, архивными исследованиями, практическим изучением исторических объектов. Все это мы хотели бы реализовать в формате курса.

Многие программы рассчитаны на знакомство молодых людей с культурным наследием, поднимающим тему политических репрессий и истории ГУЛАГа. Каждый раз, показывая ставшие уже классическими фильмы («Холодное лето пятьдесят третьего», «Покаяние» и т.п.), сотрудники наблюдают, что это наследие прошло мимо современных 20-30-летних молодых людей. Музей делает возможным такое знакомство. И необходимо отметить, что это востребовано.

– Многие эксперты отмечают необходимость организации интерактивных программ в музеях. Как принцип интерактивности реализуется у вас?

– В экспозиции Музея многие выставочные модули требует не только включения самого посетителя в работу с модулем, но и совместное изучение выставочных модулей посетителями. Нередко совместно изучение рождает то взаимодействие и тот диалог, который важен в формулировках вопросов: сложных и важных. Часто в музее можно наблюдать ситуации, при которой молодые люди начинают общаться с пожилыми посетителями, интересуясь у них тем временем, а часто и их личными историями. Что касается программ, то интерактивность реализуется через диалог с их участниками. Этот диалог выстраивается на принципах равенства и уважения. Менторство и назидание здесь неуместно. Только взаимодействие, только диалог: конструктивный, эмоциональный, рациональный, неформальный и содержательный.

– Каким образом музей планирует привлекать молодежь в будущем?

– Молодым людям сегодня интересно изучать природу и историю, поэтому в перспективе будут разработаны программы экспедиционного туризма.

В последнее время молодежь все больше фокусируется на простых человеческих ценностях. Многие идут на душевность, неформальность. Всё больше ценится искренность. Познание себя как части общества – также важная тенденция в молодежной среде. Поэтому важным направлением в работе Музея будет развитие форматов ролевых, организационно-деятельностных игр, в основе которых сложные исторические и социальные темы.

Предпосылки для реализации подобных проектов формируются. Новые программы рождаются в сотрудничестве с нашими друзьями и партнерами, которых у Музея истории ГУЛАГа очень много.

Юлия Кугакова,

студентка магистратуры “Образовательные медиа” МГПУ



Все "Вести образования"

система комментирования CACKLE

Подписка



Анонсы событий
Новости проекта

Укажите свой e-mail:




АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2017


 Rambler's Top100