Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

Ревекка Гершович - Дмитрию Коннычеву: Учителя должны понимать, как устроены социальные сети

16 Марта 2017

На сайте "Эврики" обсуждаем самовыдвижение Ревекки Гершович в министры образования России. Газета "Вести образования" писала об этом

Эксперты задают вопросы Ревекке Гершович, она отвечает.

Дмитрий Коннычев, директор по развитию саратовского частного Лицея-интерната естественных наук: Каков Ваш взгляд на текущее состояние и будущее частного образования в России? Каковы его перспективы в разрезе видов (общее, профессиональное, дополнительное) и их отдельных ступеней? Какова была бы Ваша политика по отношению к частному образованию на посту министра?

Ревекка Гершович: Я считаю, что, как и в мире в целом, так и в России в частности, образование будет со временем диверсифицироваться. Будут появляться больше классов и школ с уклоном. Сотрётся граница между колледжами, которые сейчас занимаются не столько образованием, сколько фатально отставшими от программы детьми, и профессиональными школами. Не будет более проторённой дорожки, одного пути. Слишком много сейчас возможностей и слишком много запроса не на отличную подготовку в одной специальности, а на интердисциплинарную хотя бы в двух.

Как будущий министр образования, я обещаю, что буду содействовать появлению в российских старших школах возможности выбора между углубленным и базовым уровнем при изучении того или иного предмета. Честно говоря, я сравниваю российское образование с американским, и мне намного больше нравится идея, когда человек самостоятельно подбирает себе программу, хотя это, конечно, очень дорогостоящая система и ввести ее сразу по всей стране не получится. Поэтому пока я бы ввела возможность выбора между изучением всех предметов, а не только языков на более и менее углубленном уровне. А также ввела бы такую возможность выбора не только в ЕГЭ по математике, но также и по другим экзаменам. Причем базовый уровень предметов всё равно не должен быть слишком простым, а углублённый слишком сложным. Для слишком сложного уровня должно существовать дополнительное образование.

В Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и других больших городах есть отличное дополнительное образование. Например, по многим направлениям, в МГУ и в ВШЭ существуют факультативы и курсы. Однако это образование полуформальное и официально никак не учитывается при поступлении в университет. Это очень неправильно. Нам необходимо развивать этот сектор и поощрять школьников на участия в них. Задавать задания смотреть фильмы и посещать лекции, учитывать постоянное участие в факультативах и организацию вне школьных клубов. Это едва ли не менее важная часть, чем основное общеобразование или профессиональное образование.

Дмитрий Коннычев: Каково место современных технологий шестой технологической революции в современной российской школе? В современном российском вузе? Что, помимо понятных материальных затрат, необходимо сделать, чтобы они стали эффективно использоваться в качестве средств роста образовательных достижений школьников и студентов?

Ревекка Гершович: Очень мало уделяется внимания компьютерной грамотности. Не во всех школах преподают информатику и тем более программирование. И я ни разу не слышала, чтобы в школе предлагался курс печати вслепую, хотя это один из важнейших навыков в современном мире.

Когда я стану министром образования, я буду бороться за введение более глубоких курсов компьютерной грамотности как для учеников, так и для учителей, а также для родителей.

Учителя должны будут в начальной школе преподавать азы: как пользоваться Word, PowerPoint, Excel, Google Docs, Pages; рассказывать о различиях между существующими операционными системами, планшетами, телефонами и компьютерами, а также моделями; преподавать историю развития компьютеров, телефонов и планшетов; рассказывать о влиянии компьютера на здоровье; обсуждать разные виды электронных почт и социальных сетей, а также для чего их можно использовать. В младших классах важно обсуждать, как надо и не надо искать базовую информацию в интернете: что есть Википедия и что информацию из Википедии необходимо перепроверять и объяснять самому себе; если ученик хочет включить в доклад что-либо из интернета, то он должен это понимать.

В средней школе необходимо повторить и более детально изучить вышеупомянутые знания, а также начать разговаривать об этике поведения в интернете, о плагиате, об агрессии и предубеждениях людей в интернете, об анонимности и безопасности, об анализе сайтов (какие заразят компьютер, в каких достоверная информация, какие взломают ваши аккаунты), о покупках через интернет, об ответственности за публичные высказывания, об этике переписки (как писать письма учителям, организовывать группы и т.д.) и прочие подобные темы. В средней школе необходимо также учить детей печатать вслепую на русском и желательно на английском.

В старшей школе должны быть проекты на компьютере. Школьники должны выбирать уровни информатики. Базовый, в котором буду более подробно изучены пользовательские программы, опять же безопасность в сети, анализ источников в сети, инкорпорирование источников из интернета в работы, плагиат и культура переписки, а также будут обсуждаться плюсы и минусы разных фирм и моделей. Короче, на базовом уровне будет более подробно изучаться пользовательская сторона, охваченная уже к тому моменту в средней школе. В продвинутом уровне ученики должны будут изучать компьютерные языки, такие, как Java и CC, и делать проекты.

Подобные курсы в сокращённом виде должны быть доступны для учителей на курсах повышения квалификации, а также для родителей в качестве дополнительного образования.

Дмитрий Коннычев: Каково место и роль социальных сетей в жизни современного школьника? Стоит ли отнимать планшет или смартфон во время урока? Что должен делать современный школьный учитель с пространством социальных сетей его учеников?

Ревекка Гершович: Роль социальных сетей в жизни современного школьника огромная. Для того, чтобы понять почему, необходимо перечислить, что в социальных сетях можно делать.

Во-первых, социальные сети - это отличный способ получения информации по интересам. Например, в Facebook и Vk профессиональные научные сообщества, в которых учёные кидают ссылки на интересные статьи и публикации, а также обсуждают самые актуальные темы.

Во-вторых, через социальные сети можно узнавать различные взгляды на любые вопросы, начиная от бытовых и заканчивая политическими. Более того, все эти взгляды можно не только пассивно узнать, но и вступить в диалог или в спор, что может вызвать необходимость, особенно при наличии интересного собеседника, узнать больше.

В-третьих, социальные сети - это отличный способ интерактивного изучения. Например, история в учебнике может казаться занудной, однако когда ученику в социальной сети попадается блог BBC, в котором публикуются исторические реп- баттлы (краткие, но достоверные и смешные речитативные пересказы исторических событий), то это стимулирует к учёбе и помогает легче запоминать информацию.

В-четвёртых, социальные сети позволяют держать контакт со знакомыми, родственниками, друзьями, одноклассниками и учителями, и организовывать всех этих людей для того, чтобы, например, сделать школьный проект, купить подарок кому-нибудь на день рождения или обсудить методику изучения предмета.

В конце концов социальные сети позволяют попросить о помощи, продвинуть инициативу и изменить мир.

Но огульно запрещать использовать телефон в школе неправильно и глупо. Каждому учителю в зависимости от стиля преподавания и предмета необходимо заранее оговаривать, как и для каких целей дети могут использовать телефон или планшет на уроке.

Если ученики, несмотря на оговорённый запрет, пытаются использовать телефон на уроке, то необходимо прежде всего попытаться понять почему. Им скучно - надо менять что-то в преподавании. У них есть групповой чат - попросить его, если возможно, пересказать или прочесть, и вынести обсуждаемые там темы в публичную дискуссию на уроке. У ребёнка что-то случилось - мама написала, что сестра родила. Надо спросить, не надо ли ему выйти.

Затем необходимо понять, отвлекаются ли они на него. Я, например, когда устаю, то с трудом могу сосредотачиваться на уроке, и мне помогает раз в 15 минут отвлекаться на телефон, потому что иначе мой мозг войдёт в состояние ступора. При этом меня телефон не отвлекает. Если он никого не отвлекает, то замечательно. Ничего делать не надо.

Однако если телефон отвлекает ребёнка и он не работает на уроке, ему необходимо сделать замечание. Очень маловероятно, что до этого дойдёт, но только после минимум трёх замечаний, если ребёнок мешает другим, и пяти, если только себе, телефон надо на время отобрать, а после урока нестрого и искренне поговорить с ребёнком о том, почему он его использовал и почему этого делать не надо было.

Последний вопрос очень неоднозначный.

Очень хорошо, когда учитель входит в пространство социальных сетей ребёнка. Однако это должно быть сделано открыто и с согласия или по инициативе ребёнка. Причём если учитель оказывается в социальном пространстве ребёнка, то он повышает свою ответственность в социальных сетях и обязан по-другому цензурировать свой аккаунт. Например, если у учителя ученики в друзьях в Fb, он не имеет права постить фотографии с пивом в бане. Придется закрывать глаза на многое, что будут постить и репостить его ученики, и комментировать только то, что по содержанию нейтрально или касается общих с учеником сфер интересов, а также при желании и необходимости организовывать группы проекта, класса или предмета.

С другой стороны, учитель имеет полное право в это пространство ученика не входить.

Но в любом случае учителя должны понимать, как социальные сети устроены, и должны быть готовы помочь ученикам в случае, если их троллят, унижают или обманывают. Как я уже говорила, безопасности в сети надо обучать и учителей, и учеников в курсе компьютерной грамотности.



Все "Комментарии"

система комментирования CACKLE

Подписка



Анонсы событий
Новости проекта

Укажите свой e-mail:




АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2017


 Rambler's Top100