Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

Инна Каракчиева: Данные Росстата завышены

13 Марта 2017

Руководитель рабочей группы ОНФ по образованию, зампред комитета Госдумы по образованию и науке Любовь Духанина сообщила в фейсбуке озвучила итоги мониторинга заработных плат учителей и других работников образования. Мы задали вопрос экспертам, почему расходятся данные мониторинга ОНФ и Росстата по зарплатам учителей? правомерно ли то, что рост зарплаты учителей сопровождается ростом их учебной и административной нагрузки? должны ли учителя знать, по какой модели оплачивается их труд? как сделать зарплату учителей достойной в условиях экономического кризиса?


Данные Росстата завышены

Инна Каракчиева,

Аналитический центр при Правительстве РФ:

Методики проведения независимых мониторингов отличаются от методик обработки информации Росстатом. ОНФ проводит социологические опросы в рамках отдельно взятых групп среди учителей. Данные Росстата завышены. Представленная Росстатом оценка средних зарплат учителей по России весьма приблизительно отражает реальное положение дел и примерно на 30% превышает среднюю медианную зарплату учителей. Причина в методике обработки данных. При определении совокупного дохода по зарплате на человека не учитывается его реальная нагрузка, то есть за счет чего сформирован данный размер заработной платы: нагрузка (как правило у большей части учителей больше одной ставки), численность обучающихся и педагогических работников в школе, максимальный и минимальный размер заработных плат учителей, форм собственности и пр. Росстат дает средние показатели по учреждениям федерального, регионального, муниципального уровня. Как правило, чем выше уровень — тем выше показатель учительских зарплат.

Однако, неоднозначно и утверждение представителей ОНФ о том, что рост учительской зарплаты сопровождается увеличением их учебной и административной нагрузки. По данным ряда исследований, не более 5-6% педагогов имеют нагрузку 36 часов в неделю (2 ставки). Возможно, этот небольшой пул и попал в число респондентов ОНФ.

В некоторых субъектах РФ — таких, как например Москва, Санкт -Петербург четко отслеживается соотношение нагрузки и зарплаты учителей. Хотя столичная ситуация — особенная — по причине того, что здесь созданы крупные образовательные комплексы, в которых увеличение зарплаты педагогов связано с большим количеством учащихся (принцип — деньги следуют за учеником). Кроме того, в таких комплексах дешевле обходится и содержание зданий — за счет перераспределения средств из общего фонда финансирования.

Каждый работник, в том числе педагог, имеет право знать, из чего складывается его заработная плата. В системе общего образования существует две основные модели оплаты труда — сдельная и окладная. Вопрос в том, кто оценивает, и какие механизмы применяются при исчислении размера вознаграждения в соответствии с произведенными затратами и результатами труда. Сегодня пытаются найти интегральную модель, но пока сдельная система до конца не проработана. Остается нерешенным вопрос распределения стимулирующих выплат, оценки результативности труда учителя, нормирования учительской нагрузки и т.д.

На данный момент можно констатировать тот факт, что зарплата пока носит учетную функцию, при заявлениях о ее стимулирующей и направляющей функциях.

Что касается вопроса о том, как обеспечить достойную оплату учительского труда, то ответ на него будет зависеть от особенностей каждого региона и возможностей бюджета. Поэтому зарплаты в разных регионах отличаются в разы, что приводит к социальной напряженности. Нормы должны исходить из реальных возможностей, которые пока не позволяют осуществить все наши пожелания.



Все "Комментарии"

система комментирования CACKLE

Подписка



Анонсы событий
Новости проекта

Укажите свой e-mail:




АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2017


 Rambler's Top100