Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

Владимир Бацын: О «дыме без огня»

07 Марта 2017

О своем отношении к вейпингу я еще скажу. Но в качестве «пролога» – несколько слов о месте происшествия, о школьном туалете. Если и есть в школьном здании пространство, где метапредметные и личностные результаты образования предъявляются в самом чистом, беспримесном виде, то его локализация – здесь. Вы только представьте, какой объемный и честный социокультурный портрет наших воспитанников «нарисовала» бы скрытая камера, укрепленная где-нибудь в углу под потолком! Мы увидели бы краткие (длиной в перемену), но жесткие – а порой и жестокие – «сведения счетов», унижения и издевательства, услышали бы высказывания, от которых «уши вянут» (в том числе и в свой, учительский, адрес), и, уверен, некоторые дети предстали бы в совершенно неожиданном свете. Школьный туалет – это пространство даже не свободы, а вольницы, не законов (скажем, школьного Устава), а своих (пацанских) «понятий» и «норм».

Так где же еще было появиться новомодному вейпингу, как не в этом сакральном месте? Тем более, что Сам Процесс выглядит даже эффектнее, чем запрещаемое табакокурение! И мысль о клубе с членской платой – вполне логична: ведь клуб – это процесс общения, а какое же общение без «перекура»! Всё по-взрослому, без дураков. Утверждение своей новой ценности, новой нормы.

Итак, с вопросом о том, где и что произошло, всё понятно. Гораздо менее понятна реакция взрослых (включая реплики в сети). Потому что она, по большому счету, глубоко невежественна. Невежественность – и в нежелании разобраться, что представляет собою этот самый вейпинг, и в стремлении перевести разговор о здоровье собственного ребенка в формально-правовую плоскость «разрешено/запрещено».

Начну с реакции местных учителей, которые, «поразмыслив» (!), решили, что «если не велась специальная разъяснительная работа, ребенок мог вообще не знать, что вейпинг – это плохо, что этого нельзя делать в школе». Какой милый, простодушный и близорукий непрофессионализм! Как раз именно потому, что «ребенок» прекрасно понимал, что это плохо и этого нельзя делать в школе, он и принес это дьявольское устройство в школьный туалет, выступив своеобразным жрецом, приобщающим непосвященных к «инновационному знанию».

А теперь о собственно вейпинге. Нужно быть, мягко говоря, очень наивным человеком, чтобы не понимать, что тезис о «практической безопасности» этого так называемого «парения» – миф. Вот прямая цитата с сайта «для начинающих» (орфография оригинала сохранена): «… мы знаем без сомнения, что курение табака вредно. В то время как мы не можем с уверенностью утверждать, что парение является полностью безопасным, мы можем утверждать, что вейпинг предназначен для снижения вреда, который присущ с курением табака. Это самая главная причина того, что были изобретены электронные сигареты».

В приведенных словах – три лжи. Первая прячется за витиеватой формулой «мы не можем с уверенностью утверждать…». Достаточно поинтересоваться наличествующей в сетях информацией, чтобы прийти ко вполне однозначному выводу: парение – крайне опасная вещь. И тот факт, что в сигаретах – «горит», а здесь – «испаряется», не меняет сути: вред есть вред. Вторая ложь – будто «паропускание» мягче табакокурения. На самом деле – просто одна отрава заменяется на другую. А третья ложь в том, будто электронные сигареты были изобретены «для снижения вреда». Нет, они были изобретены исключительно для получения прибыли. И, похоже, расчет оказался верным, если эти «аргументы» принимаются даже учителями и родителями.

Разумеется, вейпинг в школах должен быть запрещен – и на уровне внутренних уставов, и приказами Минздрава и Минобрнауки. В результате «пар» просто смешается с «традиционным» сигаретным дымом за школьным углом или школьным забором. Территория школы останется «территорией здоровья». А вот как будут обстоять дела на «территории» детских лёгких, горла, печени и почек? На «территории» детских представлений «я себе разрешаю» и «я отказываюсь»?

Увы, до тех пор, пока мы будем заниматься не образованием, а «специальной разъяснительной работой», наши ученики с легкостью и даже готовностью продолжат делать выбор в пользу очевидного ущерба собственному здоровью и благополучию, а нормы, выработанные в школьном туалете, сохранят в их среде безусловный приоритет над «нашими» нормами и стандартами.

Так что дыма без огня – не бывает. Просто мы не даем себе труда его разглядеть.

Владимир Бацын



Все "Событие дня"

система комментирования CACKLE

Подписка



Анонсы событий
Новости проекта

Укажите свой e-mail:




АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2017


 Rambler's Top100