Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

Владимир Бацын: Давайте не будем путать архитектурное пространство школы с ее образовательным пространством

01 Марта 2017

На Российском Инвестиционном Форуме зашла речь о школьном образовании. Очень правильно: инвестиции в школу – самые эффективные инвестиции в будущее. Причем разговор о школе начал не представитель образовательного ведомства, что было бы вполне естественным, а вице-премьер по социальным вопросам. А это уже совсем другой уровень – и осмысления, и постановки задач. Уровень правительственный. Государственный.

Вот фразы из выступления Ольги Голодец, которые, видимо, можно считать ключевыми:

"Я считаю, что программа, которую мы начали по строительству школ, вызвала всех нас на серьезное обсуждение самой структуры школьного образования, вот архитектура школ, школьное пространство оно диктует необходимость обсуждения содержания, контента школьного образования". "У нас они все /школьные классы/ прямоугольные, потому что есть привычка, что учитель стоит впереди, и за ним — доска, и детишки сидят рядами, как мы учились в детстве". "Кажется, что это такая формальность… Но это задает совершенно иное содержание самого образовательного процесса, учитель становится не ментором в данном случае, а он помогает ребенку развивать его индивидуальность, развивать его талант и это абсолютно новое направление в системе образования".

Давайте следить за ходом мысли.

В-первых, нам сообщается, что началась реализация большой программы по строительству новых школ. Это, безусловно, хорошо – повышение уровня рождаемости действительно потребует в ближайшие годы ввода нескольких миллионов ученических мест. Испытаем чувство глубокого удовлетворения: государство держит руку на пульсе.

Во-вторых, мы должны быть готовы к тому, что эти школы (а особенно классы) будут принципиально иной архитектурный образ. Это, безусловно, тоже очень хорошо. Потому что наши школы давным-давно не соответствуют современным социокультурным требованиям к образовательному пространству. Проекты «школ без углов» были «готовы к внедрению», помнится, еще в 1980-х годах…

В-третьих… И вот тут оказывается, что второе обстоятельство имеют совершенно неожиданное следствие: изменение расположения парт и доски относительно учителя не только «задает совершенно иное содержание самого образовательного процесса», но и обеспечивает педагогическое преображение учителя: он тут же перестает быть ментором и вот уже «помогает ребенку развивать его индивидуальность, развивать его талант».

Нельзя не согласиться с общим выводом выступления: действительно, «это абсолютно новое направление в системе образования».

Еще раз: новые архитектурные решения школьного пространства – замечательно! Пусть оно строится с учетом всех психологических, социальных, культурных и иных особенностей и потребностей учащихся и педагогов и всех достижений образовательного дизайна! Пусть дети будут просыпаться утром с мыслью вновь поскорее оказаться в нем!

Но, честное слово, наивно думать, будто стены-трансформеры и отсутствие прямых углов мистическим образом сделает педагогически запущенного ребенка субъектом собственной образовательной деятельности, а учителя-ментора – тьютором высшей квалификации.

Безусловно, переход школы от модели, совмещающей признаки тюрьмы, казармы и психиатрической больницы (см. М.Фуко. «Интеллектуалы и власть») к модели, где учитель становится для ученика «наставником, советником и конфидентом» (там же) не может быть вполне осуществлен в наших традиционных «стенах». Но давайте не будем путать архитектурное пространство школы с ее образовательным пространством и с той деятельностью, которая объединяет в нем ее участников.

Вернемся на «государственый уровень». Задача сформулирована: помочь ребенку развить его индивидуальность, его талант. Дело за малым: государство должно наделить учителей свободой и ответственностью за решение именно этой задачи.

И поддержать архитектурно.

Владимир Бацын



Все "Комментарии"

система комментирования CACKLE

Подписка



Анонсы событий
Новости проекта

Укажите свой e-mail:




АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2017


 Rambler's Top100