Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

Владимир Бацын: Что должна была делать школа последние 10 лет, чтобы нынешний выпускник был успешен в реальных обстоятельствах?

21 Февраля 2017 0:00

– Что должна сделать школа, чтобы нынешний первоклассник мог «во всеоружии» принять вызовы жизни через десять лет? – спрашиваем мы себя, мучительно вглядываясь в туман будущего.

А я задал бы вопрос так: «Что должна была делать школа в течение последних десяти лет, чтобы нынешний выпускник был успешен в реальных обстоятельствах сегодняшнего дня?».

Скажите честно, вы действительно видите разницу между «вызовами» 2007 и 2017 годов? И можете их отчетливо сформулировать? И перевести в «заказ» системе общего образования? И предложить четкие требования к результатам его реализации? Уверен, что даже «задним числом» этого не сделает никто.

Но не потому, что разницы нет. А потому, что у нас неверное представление о «вызовах».

Нас настолько заворожил технико-технологический образ уже наступающего будущего (видимо, вполне реального), что мы решили, будто к нему детей надо как-то специально «готовить». По-моему, на этот счет не надо особенно волноваться – на базовом уровне они подготовятся сами: кто «готовит» нынешних трехлеток в совершенстве владеть смартфонами?

Напомню банальную истину: главный учитель – жизнь. Общая социокультурная среда (включая родную семью), в которой ребенок обретает свою идентичность, неизмеримо сильней детского сада и начальной школы. Роль системы образования только в одном – помочь становящемуся человеку научиться думать и понимать, почему мир таков и как в нем жить. Вот эта способность – размышлять, понимать и пользоваться языком для общения с другими людьми для совместного размышления, понимания и деятельности – вот та важнейшая компетенция, без которой мы не можем даже условиться, что понимать под пресловутыми «вызовами».

Важно понять, что по своей природе вызовы (и отвечающие им компетентности) не технократичны, а гуманитарны. Гуманитарна не только историческая или музыкальная «картина мира, но и математическая, и физическая, и химическая. Единственное, что объединяет всех людей в человечество, – это культура. А у нас с вами есть представление о том, что это значит –«культурный подросток»?

Именно отсутствие такого дискурса в нашем образовании и лишает нас возможности говорить о вызовах 2007, 2017 и 2027 годов. Потому что это – главный вызов, а мы его не видим.

Мы по-прежнему боимся выйти из священного круга «глубоких и прочных знаний по основам наук», хотя границы наук давно размыты, а сами знания постоянно критически осмысливаются и обновляются. Мы боимся диалога с нашими учениками по актуальным вопросам «на равных». Нарастает разрыв в смыслах и ценностях современного подросткового и взрослого «миров». И здесь встает вопрос еще об одной – на этот раз учительской – компетенции: компетенции доверия к будущему, которое еще сидит на горшке или даже уже пришло к нам в класс.

Владимир Бацын



Все "Комментарии"

система комментирования CACKLE

Подписка



Анонсы событий
Новости проекта

Укажите свой e-mail:




АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2017


 Rambler's Top100