Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

20-21 февраля в Институте образования ВШЭ проходит проектировочный семинар по проекту «Ключевые компетенции и новая грамотность: современные ориентиры для образования»

21 Февраля 2017 0:00

20-21 февраля в Институте образования ВШЭ проходит проектировочный семинар по проекту «Ключевые компетенции и новая грамотность: современные ориентиры для образования».

Какие компетентности, навыки, знания, умения понадобятся сегодняшнему ученику школы через 7-10 лет? Как готовить к жизни ребенка в условиях неопределенности? Почему не работает ставка исключительно на формальные знания? На эти вопросы ищут ответы российские и зарубежные эксперты.

Соб.инф.

Главное — это способность к непрерывному обучению

Михаил Бакунин,

основатель бизнес-школы Kurso, г. Санкт-Петербург:

- Через 7-10 лет сегодняшнему ученику школы в первую очередь понадобится все больше практических и узкоспециальных знаний и навыков. Мы живем в быстро меняющемся мире. Происходит эволюция многих бизнес-процессов в отраслях, которые раньше казались крайне консервативными. Еще вчера не стоял вопрос о замене многих профессий искусственным интеллектом и роботами. Сегодня этот тренд уже налицо. Для человека скоро будут недоступны многие специальности, поскольку работу гораздо эффективнее сможет выполнять машина. Вот так футуристические прогнозы становятся реальностью. Например, уже факт, что рутинную юридическую работу в некоторых организациях начинают выполнять роботы. Разумеется, это ведет к уменьшению штата юристов в компании. Но это не означает, что профессия юриста уйдет в прошлое. Просто нужны будут специалисты, способные решать сложные профессиональные задачи. Для сегодняшнего школьника самым ценным навыком может оказаться креативность мышления и способность к непрерывному обучению, поскольку требования к профессионалам в различных отраслях быстро меняются, и очевидно, что скорость подобных изменений будет только возрастать. Для будущих специалистов в этой связи будет очень важно не останавливаться на достигнутом и продолжать обучение в процессе работы.


Полноценное развитие личности — основа школьного образования

Денис Зеликсон,

руководитель психологического проекта PosPsy:

- Уже сейчас Австралия, Великобритания и США на государственном уровне поддерживают развитие у школьников некогнитивных навыков - таких, как самоконтроль, оптимизм, психологическая устойчивость или внутренняя мотивация к учебе. Именно такие навыки позволяют ребенку реализовывать весь потенциал, лучше учиться, иметь больше друзей и быть более психически здоровым. В ряде государственных и частных школ по всему миру психологические упражнения являются неотъемлемой частью школьной программы наряду с математикой или биологией. Именно полноценное развитие личности ребенка станет основой школьного образования в ближайшем будущем.


Генерировать новое и не останавливаться на достигнутом

Сергей Календжян,

декан Высшей школы корпоративного управления РАНХиГС:

- Через 7-10 лет у современных школьников наиболее востребованными компетенциями будут: умение проводить анализ больших массивов данных и принимать самостоятельные решения в рамках полномочий; развитые способности межличностных коммуникаций и ведения переговоров; умение использовать интернет и социальные сети для быстрого решения поставленных руководством задач; проявление инициативы и предприимчивости; развитая логика и аргументация своей позиции; отсутствие боязни авторитетов; умение генерировать новое: не останавливаться на достигнутом; освобождаться от административно-командной идеологии и переходить на рельсы делегирования полномочий и ответственности.


Не потерять человеческие ценности

Александр Ковальджи,

заместитель директора по науке лицея «Вторая школа»:

- Какие знания, умения, навыки потребуются каждому конкретному ученику через 7-10 лет? Все это зависит от профессии, которую он выберет в будущем.

Возможно, в ближайшем будущем резко уменьшится потребность в знании иностранных языков, поскольку электронные переводчики станут вполне адекватными. Однако я уверен, что роботы не смогут повсеместно заменить человека, поскольку ничто не заменит человеческого общения и участия.

Мы так увлеклись техническими новинками, искусственным интеллектом и т.д., что не замечаем, как все это негативно влияет на человека, отдаляет его от природы и людей друг от друга. Я вижу школьников, которые увешаны разными гаджетами, но при этом они остаются дикарями. Они мало читают, не интересуются живописью и музыкой, хотя отлично разбираются в технических средствах. И этот перекос опасен.

Поэтому обучение должно быть компенсаторным, надо сопротивляться излишнему технократизму. Важно, чтобы человек получал целостное представление о мире, об окружающей природе, а гаджеты занимали бы поменьше места в его жизни. Знания, умения, навыки нельзя рассматривать только в связи с их применением в профессиональной сфере, в отрыве от социальной сущности человека, от умения общаться с другими людьми, взаимопомощи. Ведь если сосредоточиться только на технологическом аспекте, мы получим роботоподобных людей, равнодушных друг к другу.

Что касается неопределенности, то главное, в чем должен определиться ученик, — это в том, какая профессия или сфера деятельности ему больше нравится, при этом он должен ориентироваться не столько на потребности государства, сколько на свои собственные интересы и возможности. Человек получает удовлетворение от работы только в том случае, если понимает, зачем ему это нужно и какую пользу его деятельность принесет обществу.

Поэтому процесс обучения бывает успешным только тогда, когда школьники понимают, чему и зачем, с какой целью их учат. А главных целей две - развивающая и практическая. Практическая польза знаний в школе почти отсутствует, а вот развивающая должна играть значительную роль, потому что она учит думать, анализировать, отделять главное от второстепенного, доказывать свою точку зрения.

Пространство возможностей

Игорь Шиян,

заместитель директора института системных проектов МГПУ:

- Через 7-10 лет главным будет умение учиться. Только человек, обладающий этой компетентностью, сможет быть по-настоящему продуктивным и успешным на протяжении всей жизни. Очевидно также, что особую актуальность приобретает умение работать с информацией. Потоки информации продолжают увеличиваться и способность отличить достоверную информацию от недостоверной, анализировать, различать, сопоставлять становится критически важной.

В условиях неопределенности необходимо учить ребенка (да и учиться нам самим) строить адекватное пространство собственных возможностей, основанных на понимании развития как вариативного процесса. В этом случае ребенок, с одной стороны, сможет влиять на ситуацию, повышая вероятность наступления благоприятной для него возможности, с другой - быть готовым к эффективному действию при любом развитии событий.

Почему не работает ставка исключительно на формальные знания? Для этого есть сразу несколько причин. Назову две наиболее важные, с моей точки зрения. Во-первых, знания стремительно устаревают (это общеизвестно). Во-вторых,.всегда нужна особая умственная работа для того, чтобы соотнести формальное знание с реальной ситуацией, в которой действует человек.

Знания не ради оценки, а ради будущего

Александр Филимонов, доцент кафедры иностранных языков факультета государственного управления МГУ им. М.В. Ломоносова:

- Школьники должны уяснить главное: получение знаний - это не механический процесс заучивания или зарабатывания хороших оценок, это работа на себя. Никто не сможет их ничему научить, пока они этого сами не захотят: не за хорошие оценки и радость родителей, и уж тем более не за престиж, а для себя, для своего будущего. Больше занимаясь, школьник, во-первых, поймет, что его больше привлекает и что у него лучше получается, а во-вторых, научится важному навыку – учиться. Пока он не научился учиться в академических условиях, учиться в условиях практики бесполезно.

К сожалению, современная школа поставляет в вузы совсем других детей. Для самых лучших и прилежных из них учеба - это что-то вроде арифметики. Нужно что-то сложить, что-то отнять, что-то выучить, чтобы было им счастье. Изменить это можно только за счет творческих заданий и новых, неформальных подходов в изучении литературы, математики, других предметов. Иначе новых Лобачевских, Колмогоровых, Брюсовых, Гумилевых ждать придется бесконечно долго. Талант пробьет себе дорогу только в том случае, если мы поможем его открыть.



Все "Событие дня"

система комментирования CACKLE

Подписка



Анонсы событий
Новости проекта

Укажите свой e-mail:




АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2017


 Rambler's Top100