Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

Владимир Бацын: Школа – место для дискуссий!

17 Февраля 2017 0:00

Крайне любопытно было бы посмотреть видео с записью обсуждений, которые прозвучат в коридорах и кабинетах власти в связи с этим предложением. Совершенно ясно, что там вновь столкнутся две непримиримые позиции: «дети – вне политики» и «школа вне политики – ложь и лицемерие». И столь же ясно, что победит железный довод: «Подростки – максималисты. Вы что, хотите политизировать их наивно-прямолинейные представления? А что делать учителям с разными идеологическими и политическими взглядами? Возглавлять фракции старшеклассников? Вы понимаете, к чему это может привести?».

Из античной древности пришла поговорка: «Vitae, nonscholaediscimus». Ее общеизвестный перевод – «Мы учимся не для школы, а для жизни». Этот перевод – ложный. В действительности фраза должна звучать так: «Мы учимся жизни, а не школе», т.е. мы учимся жить, а не быть вечными школярами. Принципиальная разница!

А теперь давайте ответим: в какой степени нынешнее содержание образования напрямую «учит жить»? Не кажется ли нам, что львиная доля «школьных усилий» уходит на производство «образовательного продукта», который не присваивается ребенком непосредственно как собственный жизненный опыт, а подлежит хранению впрок – авось когда-нибудь пригодится?

Дискуссия как сопоставление мнений и точек зрения, как предъявление доказательств и аргументов по всем волнующим или интересующим вопросам должна, вообще-то говоря, быть «субстратом» любой образовательной деятельности с средней группы детского сада. А в среднем и старшем подростковом возрасте – необсуждаемой нормой школьного бытия. Политическая дискуссия – это интегрированный интеллектуальный, социокультурный и мировоззренческий опыт, остро актуальный для подростка здесь и сейчас. Или политическая проблематика должна оставаться табуированной для граждан до 18 лет из каких-то «особых» соображений?

Из поколения в поколение передается реплика одного выпускника, который на вопрос «что такое школа?» отчеканил: «Это место, где нам одиннадцать лет отвечали на вопросы, которых мы не задавали». Да, у ребят есть вопросы, ответы на которые кажутся нам «неудобными», трудными и неоднозначными. Поиск этих ответов – и есть жизнь. Начнет ли школа участвовать в этом поиске? Если начнет, значит – живая.

Владимир Бацын,

эксперт Института проблем образовательной политики "Эврика"



Все "Комментарии"

система комментирования CACKLE

Подписка



Анонсы событий
Новости проекта

Укажите свой e-mail:




АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2017


 Rambler's Top100