Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

14 февраля в Москве прошла открытая экспертная дискуссия UrbanTalks «Школьная архитектура как инструмент развития личности»

15 Февраля 2017 0:00

14 февраля в Москве прошла открытая экспертная дискуссия UrbanTalks «Школьная архитектура как инструмент развития личности».

Участники дискуссии обсудили современные архитектурные концепции, способы создания комфортной образовательной среды для школьников и ее влияние на развитие личности.

На мероприятии выступили главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов и начальник ГКУ Дирекция по строительству и реконструкции Департамента образования города Москвы Яна Стретович. В дискуссии также приняли участие российские и международные эксперты: глава британского архитектурного бюро Tim Flynn Architects Тим Флинн, директор школы-пансиона «Летово» Михаил Мокринский, директор АНОО «Международная школа Казани» Нияз Гафиятуллин, руководитель проекта «Умная школа» Марк Сартан, директор центра психологического сопровождения образования «Точка ПСИ» Марина Битянова.

В ходе дискуссии эксперты пришли к выводу, что каждая школа сегодня должна отвечать таким ключевым требованиям, как многофункциональность, гибкость и адаптивность к быстро меняющимся условиям.

Сергей Кузнецов,

главный архитектор Москвы:

– Москомархитектура с сентября 2012 года оформила 68 свидетельств об утверждении архитектурно-градостроительных решений образовательных учреждений, среди них есть интересные примеры: столичная «Хорошевская прогимназия», «Летово» в Новой Москве. Сегодня особенно важен конструктивный межведомственный диалог с участием архитекторов и представителей сфер образования.

Московские школы согласно международным рейтингам входят в лидеры образования, но удержать эти позиции, как говорит мэр Москвы Сергей Собянин, можно только постоянно стремясь вперед, не только оснащая их технически, но и наполняя новыми методиками. Все это требует, безусловно, и новых проектных решений, учитывающих специфику постоянно развивающейся образовательной среды, в которой все большую роль играют информационные технологии.

Яна Стретович,

начальник Дирекции по строительству и реконструкции зданий и сооружений образовательных организаций Департамента образования города Москвы:

– Очень часто наши СанПиНы не учитывают ничего и действительно являются существенным ограничением в создании образовательной среды, которая формирует ключевые навыки в XXI веке. Например, в школах нужно построить стадион. Скажите, сколько времени он используется? Два с половиной месяца. А вы представляете, сколько стоит его содержать, освещать и делать? Нам проще сделать спортивный комплекс, куда придут заниматься дети и во время уроков, и после.

Тим Флинн,

глава архитектурного Tim Flynn Architects (Великобритания), главный архитектор UWC Dilijan College (Армения):

– Прежде чем начать работу над UWCDilijan я посетил больше 40 школ по всему миру в поисках лучших архитектурных решений. При этом всегда нужно учитывать локальные особенности и окружающую среду, чтобы органично вписать здание в существующее пространство. Архитектурная концепция UWCDilijanпомогла нам достичь нескольких целей – сделать школу центром притяжения региона, вписать ее в окружающий горный ландшафт Дилижана, а также сделать процесс обучения более гибким и эффективным благодаря многофункциональности пространств внутри школы и за ее пределами

Самое важное – пространство школы не должно быть угрожающим. Вы сами должны хотеть там находиться. Это достигается с помощью цвета, света. Цель – сделать пространство комфортным, жизнерадостным и дружественным. Но одновременно оно должно быть и тем пространством, где вы сможете работать, и где у детей появится интерес и желание учиться. А потом это можно переносить с относительно ограниченного пространства на гораздо большее. И одна из проблем, с которыми мы сталкиваемся, работая с большими зданиями школ – вам нужно понимать, где вы находитесь в этом здании. Это особенно важно для детей младшего школьного возраста, чтобы они не теряли ориентацию.

Марк Сартан,

руководитель проекта «Умная школа»

– Архитектура, безусловно, может помочь развитию личности ребенка, стимулировать интерес к получению знаний и помогать в учебе.

Например, такая ситуация. Учащихся из традиционной школы образца 70-х в за один день перевели в новую: открытую, прозрачную, адаптивную и многофункциональную. Что произойдет? Они в ней, скорее всего, заблудятся, а процесс привыкания к новой среде займет значительное время. А вот если ребенок попадает в такое пространство с первого класса и познает его возможности постепенно в процессе обучения, в дальнейшем подобные перемещения не вызовут у него проблем с адаптацией.

Из этого примера можно сделать вывод, что архитектура непосредственно не влияет на развитие личности, но создает условия для получения опыта и определенного развития. И когда мы в “Умной школе” проектировали то или иное помещение, мы заранее продумывали сценарии его использования и моделировали пути, которыми может пройти ребенок в получении образования. Так, здание школы становится пространством для эксперимента, предоставляя возможность ответственного выбора. От выбора, где делать домашнюю работу – дома, в классе, в общем атриуме или в библиотеке – до более сложного выбора факультативного предмета. Главная цель “Умной школы” – воспитать человека, умеющего ответственно распоряжаться собственной жизнью. Соответственно архитектура должна ему давать также возможность распоряжаться и собственным образованием, и собственным пространством.

Элла Алибекова



Все "Событие дня"

система комментирования CACKLE

Подписка



Анонсы событий
Новости проекта

Укажите свой e-mail:




АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2017


 Rambler's Top100