Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

Московское образование выходит на лидирующие позиции в мире по доступности и качеству обучения. Создание комплексов, высокий уровень выбора и разнообразие программ, строительство новых школ, оборудование классов суперсовременной техникой, внедрение электронных сервисов, новые кружки и секции - все это успешно работает в столице

13 Февраля 2017 0:00

По словам Александра Адамского, московское образование всегда отличалось высоким уровнем качества.

Московское образование выходит на лидирующие позиции в мире по доступности и качеству обучения. Создание комплексов, высокий уровень выбора и разнообразие программ, строительство новых школ, оборудование классов суперсовременной техникой, внедрение электронных сервисов, новые кружки и секции - все это успешно работает в столице.

Как изменилась и куда движется система образования, что позволило ей выбиться в лидеры, в интервью "Вечерней Москве" рассказал научный руководитель Института проблем образовательной политики "Эврика" Александр Адамский.

- Александр Изотович, московские школы по версии международного исследования результативности образования PISA вошли в топ-10 лучших школ в мире по математической и читательской грамотности. Ученики демонстрируют высокие результаты по ЕГЭ, занимают призовые места на общегородских и зарубежных олимпиадах. Что позволило, на ваш взгляд, добиться высоких результатов?

- Московское образование всегда отличалось высоким уровнем качества. Другое дело, что сама система обучения была очень расслоена. Приведу пример из личного опыта. В начале 1980-х годов я преподавал физику в одной из школ в центре Москвы. Даже на уровне одного района школы по своим возможностям, прежде всего по составу учащихся, были разными. И это в центре города, что уж говорить об окраинах. Правда, отмечу, что для всех тех, кто хотел развиваться, получать знания, соответствующие условия были в Москве всегда. Возвращаясь к сегодняшним изменениям, среди значимых - образовательные возможности стали доступны практически каждому ученику. Произошла и продолжает происходить ликвидация неравенства.

Я всегда был против отбора школами-лидерами учеников с сильной мотивацией. Это неправильно, когда детей отбирают по каким-либо критериям - способности учиться, по материальному состоянию, владению языками. Школа должна брать всех, кто живет рядом с ней. Так сейчас и происходит. Кроме того, теперь в каждом комплексе, есть равноценный набор различных образовательных ресурсов, услуг, кружков, секций. Это и стало, на мой взгляд, одним из факторов, который повлиял на высокие результаты, которых удалось достичь.

В международном исследовании PISA школы по своим результатам расположены достаточно плотно. Наши ученики завоевывают золотые медали на международных олимпиадах по серьезным предметам - физике, химии, математике. И мы видим, что победители представляют ни одну школу, а разные.

Кроме того, Москва сделала ставку на системное использование смарт-технологий в сфере образования. Доля внедренных "умных решений" в школы составила 90 процентов, мы говорим об оснащении сотен школ. Причем это не просто высокая концентрация умного оборудования, но и активное обучение на его основе.

Вторая причина успеха – ответственность за результат передана школе. Фактически произошла автономизация - комплексы сами стали выбирать образовательные методики, способы обучения, материалы. И мы видим как это повлияло на мотивацию и учителей, и директоров.

- Как повлияло на работу объединение школ и создание общеобразовательных комплексов? Ведь, сперва, это нововведение вызывало напряжение, дискуссии.

- Объединение школ в общеобразовательные комплексы - необычное и непривычное явление. Причем не только для Москвы, но и для других мировых мегаполисов. Главная задача такой системы - предоставить широкий спектр образовательных ресурсов. Программа в школах стала более насыщенной. Каждый ребенок может формировать свое индивидуальное направление, фактически управляя образованием. Кроме того, ребенку не требуется ездить в понравившийся кружок, секцию на другой конец города. Все есть рядом с домом для развития по различным направлениям - творческому, спортивному, исследовательскому и другим. Я думаю, что альтернативы общеобразовательным комплексам не существует. Это доказано на практике.

С другой стороны, хочу обратить внимание на необходимость сохранения уникальных педагогических коллективов школ, где есть свои традиции. Многие из них вошли в состав общеобразовательным комплексов. Важно не утратить эти коллективы.

Школы сегодня становятся умными. На смену обычным бумажным носителям приходят электронные дневники и журналы, появляются интерактивные доски. Получается, что жизнь все больше переходит в мир цифровых технологий.

Так и есть. Но это единственно возможный способ быть с детьми на равных. От цифрового мира не уйти и нужно учить ориентироваться в нем. Никто не отрицает бумажную книгу, не говорит о ее полной замене электронными носителями. Просто у ребенка есть разные варианты обучения, которые чередуются, отвлекают, позволяют переключать внимание. Ведь мы должны помочь ребенку определиться с профессией, реализовать себя в жизни.

- В школах города запущена система предпрофильной подготовки. Открыты медицинские, инженерные, кадетские классы. По программе дополнительного образования - в профильных кружках и секциях сегодня занимаются более 330 тысяч ребят. Является ли Москва, если сравнить с другими мировыми мегаполисами, новатором, лидером в плане такой подготовки?

- У школьников появилась возможность познакомиться с различными профессиями. Принципиально, что посещение занятий, к примеру, в медицинском классе, ребенка ни к чему не обязывает. Он не подписывает обязательств после окончания школы поступать в вуз на врача. Новация Москвы как раз и состоит в том, что предпрофильная подготовка не является жесткой профориентацией. Занятия в таких классах - это проба себя. И если вдруг у ребенка не получилось, не понравилось, стало понятно - "не мое", то есть возможность идти и искать дальше. Это не секрет, что люди нередко достигают успеха не по специальности. Образование вскоре начнет выходить за пределы школы. Я имею ввиду образовательные центры, в числе которых технопарки. Это следующий шаг, который, я уверен, будет сделан. Москва оказалась в центре образовательного развития и необходимо только наращивать темпы.

- То есть возврата к прежней системе нет?

Этого и не требуется. Заметьте, никто уже не называет Москву большой деревней. Она становится не просто современным, а сложноустроенным городом. Дать подрастающему поколению максимум возможностей, научить жить в сложном, умном городе - вот наша задача. Чтобы дети не только были готовы к быстро меняющимся условиям жизни. В этом плане смарт-технологии, внедряемые в школах, только помогают.

- Москва вырабатывает свою образовательную методику самостоятельно или без мирового опыта не обойтись?

- На протяжении двух лет специалисты нашего института анализировали институциональные механизмы развития образования. Выяснилось, что мировой тенденцией является объединение ресурсов школ в один комплекс. Это позволяет сделать образование персонифицированным.

- Есть мнение, что учитель сегодня выполняет роль не наставника, а скорее проводника в мир умных технологий. Это правильная позиция?

- Учитель был и остается собеседником. В этом его главное предназначение. Ребенку необходим взрослый, с которым можно общаться. Задача педагога - направить, вместе оформить задачу, проект. Это особенно касается ребят, которые находится в непростой, порой драматической жизненной ситуации. Никакой компьютер не заменит простого общения. В свою очередь электронная среда - важный источник образования. Учитель может стать лоцманом в мире интернета, где размещены как полезные материалы, интересные проекты. Он должен научить отсеивать опасные и вредные ресурсы.

- Нужно ли вводить в школах новые дисциплины? Стоит ли ожидать в этом году каких-либо новшеств?

- Решение о введении новых дисциплин, предметов, принимает сама школа. Это управленческая вещь. Инициатива должна исходить от учеников и их родителей. Ведь важно увлечь ребенка. А введение каких-либо дисциплин ради галочки, как правило, ни к чему не приводит. Создается лишь имитация.

В этом году, по моим наблюдениям, школы города по показателям в рейтинге лучших будут располагаться более плотно. Поэтому следующим шагом станет введение новых критериев оценки работы. Они станут более тонкими. Это то, что нельзя измерить тестами: атмосфера в классе, снижение ксенофобии, взаимопомощь, ответственность, инициативность.

- При школах сегодня работают общественные управляющие советы. Насколько они значимы, влияют на принимаемые решения?

- Их роль велика. Но я считаю, что мы должны больше времени уделять просвещению родителей. Им необходимо рассказывать о тех изменениях, которые происходят в системе образования, куда оно двигается. Родители должны понимать, что происходит с их детьми, о внедряемых проектах, различных новшествах. Только так можно минимизировать возникающее напряжение. Жизнь настолько динамична, что без просвещения, подготовки к изменениям не обойтись.

СПРАВКА "ВМ"

- 350 тысяч гаджетов за последние 5 лет было поставлено в московские школы

- 90 процентов составляет сегодня доля внедренных «умных решений» в инфраструктуре и управлении школ. Для сравнения, в Лондоне этот показатель составляет 80 процентов, в Гонконге - 7 процентов, в Нью-Йорке - 60 процентов.

- 10 школ - примерно столько строится в Москве каждый год

- 860 тысяч детей с 1 по 11 классы учатся сейчас в столице

18 стран и 22 крупнейших города приняли участие в первой Олимпиаде Мегаполисов, которая прошла по инициативе Мэра Москвы с 4 по 9 сентября 2016 года в городе.

- 139 школ включены в рейтинг 500 лучших школ страны. Таким образом, каждая четвертая школа рейтинга – это московская школа.

- 47 школьных зданий будет построено в столице за счет средств городского бюджета в период с 2016 по 2018 годы. Они смогут принять более 26 тысяч школьников.

Екатерина Петрова

"Вечерняя Москва"



Все "Событие дня"

система комментирования CACKLE

Подписка



Анонсы событий
Новости проекта

Укажите свой e-mail:




АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2017


 Rambler's Top100