Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

Александр Адамский: Толкование поручений

13 Февраля 2017 0:00

Толкование поручений

Читать бюрократические бумаги – сложно и порой малоприятно. Бюрократия вообще неприятная дама во всех отношениях. Это обратная сторона институций - правила установлены, но за их соблюдением приглядывают не те мудрецы, которые их придумали, а когорта специально обученных людей. И эта когорта выработала свой язык, стиль поведения и нормы отношений, весьма специфических и малопонятных в обычной среде. А уж в среде интеллектуалов бюрократические тексты часто выглядят диковато.

Тем не менее эти тексты нужно не только читать, но и трактовать, интерпретировать, обсуждать, потому что их воплощение в огромной степени зависит от тех ограничений, которые формирует сообщество интерпретаторов.

И для общественно-профессиональных кругов, сообществ, сетей важно все-таки по существу обсуждать, а не только из эстетических позиций или образов, которыми подсознание отреагировало на такого рода психический раздражитель.

…Отнесемся к тексту поручения Президента, как ко сну. Фрейд учил, что понимание природы сновидений – в уяснении смысла самого сна, его назначения.

Я бы толковал этот сон так.

«контроль за реализацией комплекса мер, направленных на систематическое обновление содержания общего образования на основе результатов мониторинговых исследований и с учетом современных достижений науки и технологий, изменений запросов учащихся и общества, ориентированности на применение знаний, умений и навыков в реальных жизненных условиях”;

Это, на мой взгляд, послание тем, кто назначен контролировать (руководить, управлять) изменением содержания образования: дорогие коллеги, прежде чем вводить изменения и объявлять о таких намерениях, подавать сигналы - тщательно проанализируйте мониторинги, исследования, современные тенденции и потребности людей и экономики. И не пытайтесь подменить эти серьезные факторы собственными вкусами, предпочтениями или, не дай Бог, идеологическим установками. Ни либеральными, ни консервативными.

Наверное, это, как сказали бы мастера психоаналитики, – мое сгущение. А как без этого – сновидение все-таки.

«нормативно-правовое закрепление положения о корректировке федеральных государственных образовательных стандартов общего образования и примерных основных общеобразовательных программ, в том числе перечня учебных предметов, при наличии научного обоснования необходимости такой корректировки в соответствии с приоритетами научно-технологического развития Российской Федерации и планом реализации Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации”;

Устраивайтесь поудобнее на кушеточке.

Я думаю, что это послание можно трактовать так: уважаемые коллеги, руководящие образованием, если хотите ввести новый предмет, не важно – бадминтон, астрономию, финансовую грамотность или изменить ФГОС, не доверяйте вкусовщине и даже своему опыту или опыту ваших друзей и знакомых. Сделайте прежде всего две вещи: тщательно изучите научное обоснование такой необходимости (ключевое слово – необходимости, а не пресловутое «я так вижу»), и разработайте нормативный механизм изменений стандартов или других норм. Правительство рассмотрит эти разработки и примет решение. И уже опираясь на утвержденный правительством механизм (норму, правила) изменений – будем обосновывать необходимость и предлагать корректировки.

Это те ограничения, которыми сдерживается фантазия чиновника.

Для простых людей (экспертов, ученых, читателей моей страницы в ФБ) таких ограничений нет. Ну так и влияние наше, господа, незначительное. Можно даже сказать никакое – так, размышляем себе на досуге.

Скорее всего, психоаналитик назовет мои интерпретации смещением.

«осуществление мер по интеграции учебной и воспитательной работы в рамках реализации основных общеобразовательных программ, а также по снижению внеучебной нагрузки на учащихся за счет повышения их заинтересованности и максимального вовлечения в образовательный процесс, использования современных технологий, средств обучения и воспитания».

Этот образ самый сильный в моем сновидении: ребенок, с тряпкой и шваброй в руке, для которого уборка школьных помещений назначена как мера воспитательного воздействия.

Но Президент поручает иметь в виду, что образование – это слитное в единое целое обучение и воспитание, и искусственно разделять этот процесс, на «воспитательные» моменты и «учебные», – вредно. Даже если эти воспитательные мероприятия проводятся как внеучебная нагрузка. Президент указывает, что внутри образовательной программы есть много возможностей для высокой мотивации, формирования личности ребенка.

…Документ написан повторяю, в бюрократическом стиле. Но невольно вспоминаются слова автора другого официального текста, которому попеняли на недостаток качества его творения: «Да, стишата слабоваты, но слушать стоя будете».

Александр Адамский,

научный руководитель Института проблем образовательной политики "Эврика"

Все комментарии



Все "ИнтерВести"

система комментирования CACKLE

Подписка



Анонсы событий
Новости проекта

Укажите свой e-mail:




АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2017


 Rambler's Top100