Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

На международной конференции по результатам исследований качества образования глава Департамента образования г. Москвы Исаак Калина предложил руководителю Рособрнадзора Сергею Кравцову опубликовать КИМы 2025 года.

06 Февраля 2017 0:00

На международной конференции по результатам исследований качества образования глава Департамента образования г. Москвы Исаак Калина предложил руководителю Рособрнадзора Сергею Кравцову опубликовать КИМы 2025 года.

В комментариях на сайте www.eurekanet.ru член экспертного совета Агентства стратегических инициатив Павел Лукша заявил, что "пока рано говорить о контрольно-измерительных материалах 2025 года, лучше разобраться, каков будет образ ученика 2025 года". Научный руководитель Института проблем образовательной политики "Эврика" Александр Адамский на своей странице в фейсбуке написал, что, по его мнению, эта идея, "образ выпускника", "портрет выпускника", безнадежно устарела. Так это или нет, мы решили узнать у наших экспертов.


Алексей Воронцов,

генеральный директор Открытогоинститута «Развивающее образование»:

- На протяжении последних тридцати лет осуществляются попытки создания «портретов выпускников», «образов учеников будущего» и т.п. С моей точки зрения, в силу коллективно-распределенного характера современной деятельности, усиления роли «разделения труда» вовсе не обязательно формировать одинаковые компетентности для всех. Не может быть единого (общего) «образа» ученика-отличника. Может быть, как раз отличные от других, особенные качества человека делают его успешным?

В связи с этим инициатива по созданию контрольно-измерительных материалов на перспективу, не привязанных ни к одному «образу», «портрету» ученика, ни к существующему ФГОС может дать возможность поэкспериментировать с разными контрольно-измерительными материалами, которые могут быть потом использованы и школами, и внешними оценщиками в зависимости от образовательных запросов, потребностей человека. Контрольно-измерительные материалы могут задать принципиально разные способы, траектории достижения разных образовательных результатов.

Павел Сергоманов,

кандидат психологических наук:

- Самое время говорить об этом (КИМ-2025). Это очень хорошая новость для школ, детей и родителей - у них будет возможность понять требования и построить планы для детей. Предложение отвечает на один из острых вопросов семей - стабильность ориентиров. К сожалению, изменения в оценке умений и знаний учащихся пока не синхронизированы с возможностью подготовки к ним. У школ, школьников и их родителей появится возможность построить долгосрочные образовательные программы, их материальное и дидактическое обеспечение, электронную образовательную среду, электронные журналы. Понятность "дальних" требований крайне важна и для производителей учебной литературы и оборудования, образовательного софта.

Портрет выпускника - живучий стереотип "натурального" восприятия образовательных результатов. Деятельность и квалификация не сводимы к "портретным" характеристикам. Куда более понятен и прост язык квалификационных требований, выраженных через независимые испытания квалификации: экзамен, тест, комплексная оценка деятельности (поведения). Это более сложный, но и более корректный тип представления о результатах образования и обучения

Алексей Семёнов,

академик РАО:

- Как говорится, прав и Павел Лукша, и Александр Адамский, а в виду имеется, конечно, следующее: единый государственный экзамен является вполне цивилизованной и оправдавшей себя частью российской системы образования, он, безусловно, будет. Это первое.

Второе, что во многом этот экзамен определяет то, как устроено содержание образования. Иногда мы слышим лозунги, что ЕГЭ должен влиять на то, чему мы учим, - это является вредной абстрактной схемой. Единый государственный экзамен определяет , и будет определять то, чему мы учим в школе и даже как учим. А дальше вопрос, как в 2025 году будет устроен ЕГЭ.

Например, определяя стратегию ЕГЭ по математике ещё пару лет назад в «Учительской газете» я опубликовал статью, где писал о том, что нам нужно планировать ЕГЭ не на год вперед, а на пять лет вперед. Т.е. нам нужно сказать школьным учителям, что через пять лет, у нас, например, в экзамене по математике вот это будет, а вот этого не будет или будет меньше, что отживает свой век исчезнет, а вместо появится то, что приходит на смену, но будет это не через год, а через пять лет. Дело в том, что учителя переживают, когда мы накануне определяем, что в экзамене будет что-то новое,. Но это «накануне» за год до… Есть специальные нормативы, соответствующие Рособрнадзору и Министерству образования и науки, которые запрещают вносить существенные изменения меньше, чем за год. И год, безусловно, очень маленький срок.. А вот если мы за пять лет укажем направление изменений в системе образования, а ещё лучше за 9-10 лет, как говорит Исаак Калина, тогда всё у нас складывается. И получится не такая большая дистанция.

Павел Лукша говорит: давайте создадим образ выпускника. Образ выпускника сегодня задается стандартом, например, стандартом общего среднего образования, когда-то, Александр Адамский был тоже создателем нормативного стандарта, который был во многом интегрирован в итоговый документ. В этом смысле вклад «Эврики» и Александра Адамского очень существенен. Это и есть по сути образ выпускника, в том видении, в котором, страна и государство его задает. Он недостаточно подробный, мы считаем, что образ выпускника должен быть прописан на тысячу страниц. Но а если он будет прописан на десятках страниц, его уже можно обсуждать, в том числе и с Лукшей. Он человек прогрессивный, перспективный, мудрый и очень образованный. А идея Калины, вполне простая и разумная, конечно, должна быть реализована.

Исаак Фрумин,

научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ:

- По-моему, это замечательное и смелое предложение - КИМы-2025. Наш институт уже начал его обсуждать в очень практическом формате. Действительно в так скучно звучащих контрольно-измерительных материалах содержится ключ к тому, что будут делать школы, к чему они будут готовы. И есть колоссальный риск обеднеть, как мои друзья называют, образом ученика, но, с другой стороны, это позволяет «навести фокус» на те ключевые характеристики, которые должны быть оценены и сформированы системой школьного образования.

Михаил Кушнир,

член Правления Лиги образования:

- Если считать, что до 2025 года ничего в системе образования не изменится, то хорошо отношусь: детям будет спокойнее подгонять себя под требования КИМов. Если так все и случится, жалею себя и тех людей, которые надеются что-то изменить.

Мария Чередилина,

руководитель Международной школы практической педагогики:

- Считаю инициативу про КИМ-2025 вызовом, работая с которым, важно осмыслить, каким представляется работник, студент и вообще молодой россиянин 2025 года. По форме я бы двигалась в сторону интерактивных КИМов, дающих молодому человеку возможность самооценки и самоисследования.



Все "Событие дня"

система комментирования CACKLE

Подписка



Анонсы событий
Новости проекта

Укажите свой e-mail:




АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2017


 Rambler's Top100