Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

Игорь Реморенко: Выбрать школу без насилия

31 Января 2017 0:00

Мои друзья, товарищи, коллеги сильно переживают по поводу скандала вокруг сначала 57-ой школы, а потом и «Лиги школ». Переживают по-разному. Кто-то стал глубже осмысливать основания педагогической работы, тонкую грань между действиями учителя и личным пространством ученика. Кто-то сетует на то, что теперь возрастёт подозрительность к учителям-мужчинам, будет больше недоверия и косых взглядов. Кто-то вспоминает свои посещения этих школ и думает, мог ли как-то на всё это повлиять, заметить, предотвратить. Абсолютно все боятся прямолинейных резких действий чиновников, грубых, иногда явно преждевременных и некорректных оценок со стороны СМИ. Все опасения оправданы, всё это вполне может произойти и что-то точно произойдёт.

Образование становится очень рискованным пространством, где интеллектуальные достижения сильнейшим образом связаны с личностным самоопределением, с интимными приватными переживаниями. Действительно, грань очень тонкая и опасная.

Есть такой международный образовательный термин – «испытания с высокими ставками» (high-stakes test). К ним относятся экзамены, тесты и все те барьеры, которые надо преодолеть для последующего успеха в разных областях деятельности. У нас к таким экзаменам относится уже не только ЕГЭ, но и вузовские и иные олимпиады. Самая «жесть» на международных олимпиадах по математике, информатике, химии и пр. Чтобы туда подготовиться, действительно, надо сильно преобразовать своё личное пространство, научиться получать удовольствие главным образом от интеллектуальных прорывов, не замечать какие-то бытовые проблемы, ценить первым делом общество себе подобных. Думаю, что в спорте высоких достижений похожая ситуация с соответствующими допущениями и оговорками. Сюда же можно отнести балет и некоторые другие виды искусства. Это особая реальность – забота взрослых о сверхдостижениях детей, стремление пристроить в специализированную школу и гордиться высокими результатами, иногда неявно маскируя желанием обеспечить карьерное будущее. Специализируясь на чём-либо, как правило, приходится от чего-то отказываться, приносить в жертву. Прежние увлечения замещаются интересами новых продвинутых учителей. Попадая к мастеру, подмастерье проводит с ним и учебное, и свободное время. Иногда мастер специально провоцирует конфликт, порой на грани жизни и смерти. Вспомните, например, гениальный фильм «Одержимость». Личные интересы в обмен на будущие высокие достижения.

Готовы ли мы ради высоких достижений жертвовать личным пространством своих детей? Можем ли впустить туда кого-то кроме своей семьи? Ко мне часто обращались знакомые за советом о возможности поступления ребёнка в какую-то специализированную школу для одарённых детей, иногда просили помочь с устройством. Практически всегда я отказывал, мотивируя тем, что своих детей учил в хороших, но совсем не закрытых школах. Почему так? Как раз потому, что считаю необходимым учить детей самостоятельно планировать своё личное пространство. Учить специально, уважая его приватность. Иногда это кажется совсем непродуктивным. Сидение у компьютера или телевизора, копание в гаджетах, какие-то бессмысленные игры со сверстниками, подростковый жаргон и пофигизм кажутся полной ерундой. Это время можно было бы загрузить освоением интереснейших олимпиадных задач, разговором с увлечёнными людьми, слушанием познавательных лекций, заучиванием иностранных слов, чтением книг, наконец… Ан нет, лениться тоже надо уметь, оставаться наедине и выбирать. Должны быть увлечения, содержание которых вырастает из имеющегося образовательного опыта и совсем не направляется мудрыми взрослыми. Мой научный руководитель справедливо говорил: «У учителя должен быть стульчик. Иногда на него надо сесть и молчать, не мешать, молчать и ждать, пока ученики сами найдут решение». В учебной деятельности это очень важно, но ещё важнее в работе с личным пространством. Это самое ценное, когда человек что-то выращивает в себе сам, привлекая те образовательные ресурсы, которые ему необходимы. И это далеко не только взрослые, но и сверстники, интернет, музыка, кино и пр. Такой подход, конечно, тоже рискованный. Тут другие риски, но и другие глобальные достижения. Уважение и выращивание личного пространства в меньшей степени работает на сплочённость общества, чем готовность следовать единой команде. Выращенное личное нечасто способствует мировым рекордам. Ну может быть в очень редких случая, когда ради одного чемпиона отсеяли и лишили надежд десятки тысяч других. Но забота о личном насыщает общество людьми, умеющими самостоятельно строить свою карьеру, не ждать чьего-либо благоволения. Это другой образовательный путь, но также возможный и нужный.

Помню, что когда я начал работать в школе, сначала ориентировался только на отличников, на тех, кто побеждает в олимпиадах. Мы решали задачи повышенной трудности, готовили доклады на научно-практические конференции, много занимались после уроков. Это была школа, где в основном ориентировались на точные науки. Потом у нас появились профильные классы, куда мы набрали детей с гуманитарным складом ума. Изначально в них попадали те, кто не дружил с математикой. И вот тут мы поняли, что личные интересы этих ребят, которые должны были быть раскрыты в подростковой школе, глубоко спрятаны, учиться им неинтересно, они не знают что, собственно, их увлекает. Перевоспитать их тоже было можно, но это ломка, хоть и осмысленная, но беспощадная. Мы тогда сильно мучились, но в итоге и переделали выбор профилей, и иначе стали работать в начальной и основной школе. Появились специальные занятия по конструированию профилей вместе с детьми и родителями, мероприятия по самоопределению, стало больше кружков и секций, пяти и шестиклассники готовили четвероклассников к сложному переходу в пятый класс. Трепетное отношение к математике сохранилось, но и другие школьные интересы стали более заметны и уважаемы.

Я не хочу сказать, что специализированные закрытые школы – вчерашний день, в них засели странные опасные люди и от таких школ нам надо постепенно избавляться. Специализированные школы как единственный мостик к успеху – это безусловно вчерашний день. Насыщенная богатая образовательная среда, где много дополнительного образования, где можно избежать тупикового выбора без возможности поменять направление получаемого образования, где современное оборудование с доступом к различным образовательным ресурсам, где от учебной деятельности можно переключиться на спорт и искусство – вот за этим будущее, как мне кажется. Если не получается с чем-то справиться в учёбе, всегда можно найти подходящую сезонную школу и подтянуть нужные навыки. Не везде и не у всех это возможно, но к такому образованию надо стремиться.

А пока его нет, всё зависит от родителей. Не стремитесь учить детей в тех школах, которые были популярны в вашем детстве. Пусть детям будет интересно, но интересно и в школе, и в общении с вами по самым разным семейным вопросам. С доверием относитесь к учителям, большинство из которых – абсолютно нормальные люди ценящие открытость и доверие, просто не всегда получается. И простите нас за излишнюю назидательность. Мы и правда немного растерялись в связи с последними событиями.

Сноб



Все "Комментарии"

система комментирования CACKLE

Подписка



Анонсы событий
Новости проекта

Укажите свой e-mail:




АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2017


 Rambler's Top100