Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

Президентом Франции может стать человек, ранее занимавший пост министра образования

31 Января 2017 0:00

Президентом Франции может стать человек, ранее занимавший пост министра образования

23 апреля 2017 года во Франции пройдет первый тур выборов президента. 29 января 2017 года Бенуа Амон, ранее занимавший пост министра образования, занял первое место на праймеризе.

Бенуа Амон родился 26 июня 1967 года в Бретани в Сен-Ренане в семье инженера и секретаря. Когда ему было 9 лет, семья переехала на 4 года в Сенегал в Дакар. В Бретань Амон вернулся после развода родителей, и в 19 лет полностью посвятил себя политике.

Получив диплом историка в Университете Западной Бретани в Бресте, в 1991 году он начал карьеру как депутат социалистической партии. В 1993 году возглавил «Движение социалистической молодежи» и стал одним из основателей фракции «Новые Левые». В 1997 году он был назначен советником Мартин Обри, министра труда при Лионеле Жоспене, премьер-министре Франции с 1997 по 2002 год, а в 2003 стал соучредителем течения «Новая социалистическая партия» (NPS).

В 2011 году Бенуа Амон публикует книгу «Перевернуть страницу», в которой призывает к кардинальным изменениям в модели либерального развития общества. На первое место он ставит необходимость политического объединения Европы, не принимая жесткости политических мер Евросоюза.

2 апреля 2014 года Амона назначают министром образования и науки Франции. Он старается смягчить разногласия, вызванные проектами своего предшественника Венсана Пейона по вопросам школьного распорядка дня. 28 июня 2014 года он заявляет об отмене «Азбуки равенства» в начальной школе (программа об отсутствии различий между мужчинами и женщинами). Он вводит программу повышения квалификации для воспитателей детских садов и учителей начальной школы. Вновь запускает оценочную систему обучения, желая ограничить применение системы «note sanction», которая заключается в том, что при выставлении учащимся низких отметок они не имеют возможности впоследствии их исправить. Ведет переговоры о трехлетнем бюджете национального образования и науки Франции в период с 2014 по 2017 года. Однако предпринятые им меры не встречают одобрения, и его отстраняют от должности за несколько дней до начала учебного года. Бенуа Амон продержался на посту министра образования 147 дней.

Спустя два года, 16 августа 2016 года, он объявляет о выдвижении своей кандидатуры на пост президента на праймеризе. Среди его предложений – гуманитарные визы для беженцев, уменьшение рабочего времени, универсальный доход, легализация легких наркотиков, налог на работу роботов, конституционализация совместного имущества и развитие альтернативных форм предпринимательства.

Ситуация во французском образовании обострилась в последние два десятилетия. Международные исследования PISA и TIMSS выявили весьма низкие показатели знаний и умений французских учащихся, в частности, по математике, по французскому и иностранным языкам. Неспособность решить проблему государственными средствами породила ряд частных образовательных организаций, решающих локальные задачи. Французская общественность понимает, что проблемы в образовании есть, и это все чаще обсуждается в медиапространстве. Необходимость масштабных реформ очевидна: понятно, что сфера образования станет одной из приоритетных задач будущего президента.

В такой ситуации возможное избрание президентом Бенуа Амона двойственно. Не добившийся ощутимых результатов на должности министра образования, он не является человеком из педагогической сферы, может оценить насущные проблемы образования лишь как политик, человек государственной системы. Решение проблем на макроуровне, однако, не всегда предполагает погружение в процесс. Опыт Амона как политика и назначение на ключевые посты «правильных» людей вполне может изменить ситуацию во французском образовании. Но, возможно, ключевым условием станет способность отстраниться от идеологических расхождений, оценить образовательную сферу как ту область, где политические, экономические и прочие разногласия не должны представлять непреодолимую стену для людей большой политики, стремящихся путем диалога к развитию образования и государства в целом.

Бенуа Амон имеет целый ряд проектов в области образования, заявленных им в рамках своей президентской программы:

1. пересмотр зарплаты учителей, условий первичного приема на работу, контроль над начальным уровнем образования и повышением квалификации учителей. В зависимости от возраста и необходимости, каждый учитель будет иметь возможность проходить трех, пяти– или десятидневные курсы ежегодно;

2. введение системы горизонтального менеджмента и усиление роли производственной медицинской профилактики в рамках национального образования для борьбы с болезнями на рабочем месте;

3. разрешение проблемы социального неравенства в школе, включение в учебное время индивидуальной работы учащихся и работы над домашним заданием;

4. система педагогического сопровождения и поддержки учащихся: предполагается открыть 40 000 дополнительных рабочих мест со следующим распределением:

– 20 000 мест с целью сократить классы до 24 человек в обычных школах и до 20 в зонах приоритетного образования (для малообеспеченных семей, трудных подростков, бывших французских колоний, сельской местности);

– 15 000 мест для проведения повышений квалификации учителей;

– 2 000 мест для необходимых замен;

– 3 000 мест с целью реализации проекта обязательного образования с трех– и даже с двухлетнего возраста (в зонах приоритетного образования).

5. учреждение специальной службы поддержки молодых родителей и матерей-одиночек с целью уменьшить неблагоприятные условия для воспитания учащихся, вызванные несовпадением графиков работы родителей и школы;

6. система поощрений студентов-волонтеров, работающих в школе, особой отметкой в дипломе или дополнительным сертификатом, повышающим вероятность получения льгот при приеме на работу.

Давние русско-французские связи и непростая ситуация в российском образовании способствуют интересу к происходящему во Франции. Опыт французских коллег, вполне возможно, не только отразится на системе западных образовательных стандартов, но и послужит ценным уроком для российского образования.

Кристина Дахина


Комментарии

Франсуа-Ксавье Клеман,

генеральный директор учебного школьного комплекса «Сан-Жан-де-Пасси», г. Париж:

От будущего французского президента я жду, чтобы он смог выйти из системы, складывающейся на протяжении последних 20 лет во Франции при содействии и правых, и левых сил.

Международные исследования (PISA и TIMSS) показали катастрофический уровень знаний и умений французских учащихся, в частности, по математике, по французскому и иностранным языкам. Эти результаты должны заставить нас реально оценить низкие показатели и отнестись к ним с большим прагматизмом, чтобы преодолеть идеологические разногласия и предложить конструктивные решения. Прежде всего, я размышляю о масштабной реформе базового образования в начальной школе: умении читать, писать, говорить, считать. Поэтому полагаю, что программа Бенуа Амона недостаточна в плане образовательной политики.

Дени Монас,

директор издательства "Эпистемон", г. Париж:

Все министры образования во Франции, как правые, так и левые, вот уже 25 лет не оправдывают доверия и способствуют деградации школьного образования (особенно в технических науках). Последствия значительны и, возможно, не поправимы, отчего и появилась необходимость частных инициатив, таких как «Эпистемон».

С другой стороны, Бенуа Амон оставался министром всего 4 месяца (с апреля по август 2014 года), что, разумеется, очень мало.



Все "Событие дня"

система комментирования CACKLE

Подписка



Анонсы событий
Новости проекта

Укажите свой e-mail:




АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2017


 Rambler's Top100