Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

После трагического самоубийства двух подростков в поселке Струги Красные Псковской области в правительстве приняли решение реорганизовать школьные психологические службы

11 Января 2017 0:00

После трагического самоубийства двух подростков в поселке Струги Красные Псковской области в правительстве приняли решение реорганизовать школьные психологические службы.

Вице-премьер Ольга Голодец поручила эту работу Государственному научному центру социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского, чтобы специалисты этого Центра разрабатывали программы обучения и методики для школьных психологов.

Мы задали вопрос нашим экспертам, как, по их мнению, надо реформировать школьные психологические службы и какими компетенциями должен обладать школьный психолог?



Сначала — сохранить, потом — реорганизовать

Татьяна Волосовец,

директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования, кандидат педагогических наук, профессор

- Официального документа за подписью вице-премьера О.Ю. Голодец я не видела, поэтому комментировать эту инициативу я не стану. Я бы сформулировала главную задачу дня по-другому: нужна не реорганизация, а сохранение школьных психологических служб. Необходимо педагогов-психологов оставить в штатных расписаниях общеобразовательных организаций, чтобы они выполняли возложенные на них обязанности. Пока же школьных психологов в массовом порядке сокращают, о реорганизации говорить несвоевременно. Давайте сначала сохраним то, что мы имеем, а уже после этого будем думать, как нам модернизировать школьные психологические службы. Естественно — и никто с этим не спорит — по мере возникновения новых рисков и вызовов должны меняться формы, методы, методики и технологии психологического сопровождения детей.


Когда количество не переходит в качество

Александра Быстрецких,

специалист психологического центра «Квартет», г. Москва:

- Если говорить о Москве, то нынешняя ситуация с психологическими службами сложилась после реорганизации системы общего образования, в результате которой произошло объединение школ, детских садов, учреждений дополнительного образования в крупные образовательные комплексы. В результате нагрузка на психологов резко увеличилась: на одного специалиста приходится в среднем более 500 учащихся. При таком соотношении психолог не в состоянии уделить внимание каждому ребенку, а в условиях введения инклюзивного образования много сил и времени уходит на помощь в организации обучения детей с ограниченными возможностями. Как бы психолог не старался, не проводил бы диагностику воспитанников, значительная их часть остается вне зоны его деятельности, и в такой ситуации выявить, а тем более сопроводить детей, например, с риском суицида просто нереально.

То, что правительство намерено провести реорганизацию школьных психологических служб — это хорошо, но никто не знает, что подразумевается под этим словом. У нас существуют школы, где созданы службы, объединяющие педагогов-психологов, нейропсихологов, логопедов, дефектологов, и такое сотрудничество разных специалистов позволяет обеспечить не только правильную диагностику, но и эффективное индивидуальное сопровождение детей. Если реорганизация будет реализована в этом направлении, то она пойдет во благо. Если обернется очередным сокращением кадров, то ничего хорошего ожидать от нее не следует.

Повторю еще раз: принципиально важно, с каким количеством учащихся работает специалист. Если это более 500 человек (а в среднем по стране цифра составляет 1500-2000), то охватить всех нуждающихся в психологической помощи, включая учителей и родителей, не сможет даже самый лучший профессионал. Возможно, было бы оптимально, если бы в школах с большим количеством учащихся на каждую ступень (начальные, средние и старшие классы) выделялась бы отдельная ставка психолога.

Что касается компетенций педагога-психолога, то здесь ничего иного не придумано, кроме регулярного повышения квалификации. Кстати, Федеральным медицинским исследовательским центром психиатрии и наркологии имени В.П. Сербского Минздрава России разрабатывались программы по предотвращению суицидального поведения подростков, и, возможно, их медицинская направленность является в данном случае преимуществом.

В то же время психолог не может выполнить функции психиатра — он должен видеть, где кончаются его компетенции, и начинаются компетенции другого специалиста, и обязан своевременно направить к нему ребенка.


Помощь в один клик

Нана Куликова,

управляющий партнер коммуникационного агентства Русинтернетком:

- Создание современных методик по работе с детьми и подростками давно необходимо для школьных психологов. Более того, замечу, что педагоги-психологи должны работать в школах не только с ученикам, но также и с учителями. Не побоюсь сказать, что это даже более важный аспект работы, так как именно педагоги влияют на детей ежедневно и очень серьезно. Если бы они себя вели корректно в большинстве спорных и/или конфликтных ситуаций, то число психологических и даже трагических историй среди школьников значительно бы сократилось. Исходя из этого можно сказать, что штатные школьные психологи должны обладать весьма широкой областью знаний в психологии и психиатрии. И быть в зоне доступа для своих "пациентов" ежедневно, и не только путем личного контакта. Для оперативности и ощущения того, что "тебе всегда помогут" следует также использовать скоростные и удобные средства связи, например, популярные мессенджеры: whatsApp, telegram, FB мессенджер, которые доступны в любом, даже самом простом, смартфоне. Ощущение того, что помощь;всегда рядом; - одно из важнейших для детей и подростков. Они всегда смогут обратиться за помощью в один клик;. Даже если, допустим, ребенок напишет сообщение ночью и не получит ответа сразу, он будет замотивирован дождаться утра и получить ответное сообщение. В некоторых случаях даже такая деталь уже может решить очень многое...

А можно пойти технологически еще шире и мудрее в организации психологической помощи в школах. Для каждого класса каждой школы совсем недорого, несложно и недолго разработать специальный удобный мессенджер именно для этих целей, где можно будет в любое время сделать определенный запрос и получить на него аргументированные профессиональные ответы и помощь от специалистов, а также там будут дополнительные опции, рассчитанные на решение конкретных задач. Например: расписание приемов и запись на них, мотивирующие картинки и ;советы дня, утренние и ночные будильники, напоминания-мотиваторы и многое другое.

Подготовила Ольга Дашковская



Все "Событие дня"

система комментирования CACKLE

Подписка



Анонсы событий
Новости проекта

Укажите свой e-mail:




АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2017


 Rambler's Top100