Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

Погода и Образование

07 Января 2017 0:00

Когда я учился в школе, погода была частью образования, сильно влияла на нашу учёбу. Представьте: раннее морозное утро, в доме холодно, из под одеяла выбираться ну совсем не хочется, тихо бурчит проводное радио. Сотни школьников нашего села ждут сообщение метеорологической службы об «актированных днях». У нас было так: если температура опускалась ниже 38 – не учились с 1 по 4 класс, ниже 40 – с 1 по 8-ой, а если ниже 42 – все не учились. И вот нет ничего приятней, когда ты учишься в 4 или 8 классе, например, а температура в районе 38 и 40. Когда именно ты не учишься, а кто-то всё-таки учится, кому-то всё-таки придётся выбраться из постели и пойти в школу. А ты такой после грубого голоса диктора о принятом решении и полученного одобрения родителей отворачиваешься к стене, теплее укутываешься и спишь дальше. Ощущение избранности, благоволения судьбы… Бывали случаи, когда кому-то этот радио-голос приснился и пропуск занятий в школе обосновывался якобы реальным заявлением об «актированных днях».

Но и поход в школу в мороз иногда заканчивался сокращёнными уроками: либо вместо 6 их было 4, либо шли они не по 45, а по 30-35 минут. На уроках часто сидели в шубах и валенках, руки мёрзли, писать было трудно. Завуч с градусником замеряла на переменах температуру и, бывало, нас распускали по домам. Важная деталь – туалет в школе был уличный, несколько раз пытались соорудить внутри здания, но он почему-то всегда перемерзал и не использовался. Потому это была специальная сложная задача – успеть добежать до туалета и как-то так рассчитать посещение, чтобы там оказаться желательно в одиночестве.

Случалось, власти боролись с неблагоприятным влиянием длительных похолоданий. Однажды более двух месяцев стоял сильный мороз, а после обеда температура была уже не ниже 30 градусов, а при солнечной безветренной погоде и сухом сибирском климате дойти до школы уже совсем несложно. К тому же в действительности все школьники, игнорируя предупреждения метеорологов, во второй половине дня всё равно выходили на улицу, играли в хоккей, катались на санках, строили снежные городки. И тогда все занятия переносились на послеобеденное время. Нам это не очень нравилось, приходилось поздно возвращаться из школы и делать уроки допоздна. Да и кружки секции для тех, кто их посещал, становились под вопросом.

Куда интересней были обычные морозные дни с температурой под 50 и ниже. Это в самом деле был шанс выспаться, почитать книжки, посмотреть телевизор. Но самое интересное наступало во второй половине дня, когда мы ходили к друг другу в гости. Для подростков это было самое важное занятие. Мы одевали полушубки и валенки, кутали в тёплые одеяла свои магнитофоны и шли записывать музыку. Двухкассетные импортные деки тогда были у немногих, поэтому приходилось подсоединять один магнитофон к другому, чтобы сделать записи. До сих пор несколько десятков кассет лежит у меня без дела. Слушать их бесполезно, но каракули на обложках с наименованием исполнителей и песен почему-то кажется нужным сохранить. Не знаю что тогда было более ценным, сами записи или общение в процессе их создания.

Помню наш первый новый год в компании сверстников. Мы все тогда собрались дома у одного из наших одноклассников, играли во что-то, танцевали, прилично всё как-то обходилось. Не смотря на мороз, дождаться автобуса и поехать к кому-то в гости за несколько километров не казалось каким-то выдающимся делом.

Одним словом, каждый год погода несколько недель, а то и месяцев оказывала самое непосредственное влияние на наше образование. Холод задавал форматы общения, порой даже делая его насыщенным и разнообразным. Я часто сравниваю условия своего образования и условия образования современных детей. Спрашиваю себя, а согласился бы я, чтобы условия обучения сейчас стали чуть менее комфортными, но качество образования чуть лучше? Пусть не будет тёплых туалетов, но учителя по физике сделают эту физику доходчивее, беседы по литературе станут проникновеннее, личное общение более открытым и честным? Готовы ли мы поменять сегодняшний комфорт на какие-то интеллектуальные достижения и личностный рост? Наверное всё же нет, не готовы, все не готовы. Да и вообще непонятно, зачем я себя об этом спрашиваю.

Игорь Реморенко,

ректор МГПУ

https://snob.ru/profile/27400/print/119064



Все "Событие дня"

система комментирования CACKLE

Подписка



Анонсы событий
Новости проекта

Укажите свой e-mail:




АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2017


 Rambler's Top100