Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

Не можем не делать!

06 Мая 2016 0:00

Приезжайте, поговорить надо…

Всем известна притча о двух мышатах, угодивших в кринки с молоком: спасся тот, который сумел взбить его в творог. Видимо, молоко было жирное.

Многим кажется, что российское образование барахтается сегодня в снятом молоке незавершенных и противоречивых реформ. Многим – но далеко не всем. Да, кризис очевиден. Но нужно – и можно! – осмыслить его не как кризис-тупик, а как кризис-развитие. И не только осмыслить – а найти вполне практический, технологичный и эффективный выход.

Живой пример такого «низового» инициативного практико-ориентированного поиска – образовательный форум, проведенный 28-30 апреля в рамках «Эльбрусской переговорной площадки». Инициаторами этого интереснейшего экспертного обсуждения актуальных проблем российской школы выступили президент Ассоциации инновационного образования «Развитие» (он же директор Тырнаузской школы №2) Ханафи Гулиев и его коллеги – директор Лицея №1 Мухаммед Лихов (также Тырныауз) и директор нальчикской прогимназии №34 Галина Иванова. В работе форума приняли участие педагоги, представители бизнес-сообщества, органов управления образования, эксперты из Кабардино-Балкарии, Чечни, Ростова, Саратова, Москвы и Петербурга.

Основными проблемными областями стали:

  • Частно-государственное партнерство как важное условие реализации ФГОС.
  • Современные тренды в управлении образованием.
  • Образование, культура и идентичность: российская и/или этническая?

Может ли школа быть партнером?

Участники единодушно констатировали, что кризис школьного образования имеет как вполне объективные, так и субъективные причины. К первым можно отнести нарастающую неопределенность будущего (прежде всего – перемены в характере трудовой занятости и связанные с ними требования к базовым компетентностям выпускников), а также сложность и разнообразие образовательных потребностей современного общества. Ко вторым – трудность осознания этих реалий самими работниками образования, неготовность многих из них к освоению и применению новых педагогических технологий.

Путь к преодолению этого барьера – в создании в республике условий для координации и поддержки директоров активных образовательных организаций, распространения и популяризации инноваций, экспериментальной работы. Важный шаг в этом направлении уже сделан: создана сеть республиканских инновационных площадок. А теперь стоит вопрос о реальном развитии инновационного движения на всем Северном Кавказе. Было решено продолжить усилия, чтобы убедить независимый бизнес поддержать общественные инициативы в образовании, в том числе инфраструктурные проекты в поддержку педагогических сообществ.

– Партнером, – говорил Ханафи Гулиев, – может быть только друг. А видят ли успешные представители бизнеса в нас, учителях, людей, с которыми можно вести дело как с партнерами? По своему опыту знаю – чаще всего они видят в нас неудачников. А что думают педагоги про представителей бизнеса? В своей массе – как про хапуг и воров. А разве можно делать общее дело или сотрудничать с таким настроением и отношением? Идти на переговоры с идеей сотрудничества можно к человеку равному, которого ты уважаешь, который тебе интересен, к кому ты относишься с симпатией.

Развивая эту мысль, Мухамед Лихов подчеркнул, что без самостоятельности школы, детского сада, любой образовательной организации не будет движения вперед, а его условием является предельная автономия и независимость директора школы.

Советы друзей

К сожалению, здесь нет возможности полно и всесторонне представить все глубокие (на первый взгляд кажущиеся порой парадоксальными) мысли, высказанные в ходе форума. Вот, к примеру, тезис Александра Адамского: «Простому учителю делать в школе нечего!». А научный руководитель питерской школы «Унисон» Олег Лебедев предложил судить о новом качестве образования, прежде всего, именно по деятельности учителей: если она не меняется, то ничего нового и у детей не появится.

Одним из самых ярких стало выступление Михаила Кушнира, члена правления Лиги образования, тренера образовательных программ Apple, эксперта по ИТ в образовании. Опираясь на собственный опыт, он показал, как удобно и выгодно перейти на ведение только одного электронного журнала, причём по выбору самой школы, а в центральных структурах только синхронизировать идентификаторы учащихся и сдавать машинно-читаемые статистические отчёты.

Александр Молчанов директор центра дистанционного обучения МИРЭА, лидер проекта "Сеть центров независимой оценки знаний" призвал педагогическое сообщество КБР сформировать систему таких центров по всем востребованным учебным и профессиональным компетенциям. Они могли бы играть роль службы консультирования учащихся, родителей, учителей и администрации школ по итогам тестирования в отношении формирования дальнейшей образовательной программы, совершенствования и/или компенсации выявленных недостатков образовательного процесса.

Роман Комаров, ученый секретарь МГПУ, повел речь о психологических особенностях одаренных учащихся и представил оригинальную модель одаренности, прогностический критерий развития успешности и инновационные IT-технологии психологического сопровождения, с которыми без дополнительной оплаты может работать каждый педагог.

Андрей Алферов, директор некоммерческого партнерства содействия государственно-общественному управлению системой образования, член экспертно-консультативного совета при департаменте образования Москвы рассказал о практике объединения несколько десятков Управляющих советов в интересах решения общих проблем.

Россия, Кавказ, глобализация

На третий день участники форума совершили образовательную поездку в Черекский район КБР, где провели круглый стол по проблематике идентичности – социальной, этнокультурной, личностной. На вопрос, существует ли противоречие между российской или этнической идентичностями, был дан твердый отрицательный ответ. В обоих случаях системообразующей ценностью является идея служения Отечеству, генетически заложенная в кавказский культурный код. Для горца это норма.

Особо было подчеркнуто, что на Кавказе понятия « семья», «род», «народ» становятся островком стабильности в море перемен и неопределенности. Несмотря на сложный характер социально-экономических реформ, социальные стереотипы либо практически не изменились или меняются очень медленно. Важно сохранить единое образовательное пространство, а для этого надо создать одинаково хорошие условия для реализации ФГОС на всей территории Федерации (в сельской местности, отдаленных населенных пунктах).

Владимир Просвиркин, профессор факультета психологии МГОУ, заслуженный учитель РФ, лауреат премии Президента РФ, лауреат премии Правительства г.Москвы в области образования, директор Центра образования «Школа здоровья» №1679, убедительно показал, что опыт диалога с коллегами из других культур принципиально важен для педагогов, которые должны научить такому диалогу своих учеников.. Для этого нужно организовывать дистанционное обучение, методическую и иную поддержку педагогов через систему вебинаров, дистанционных курсов, сетевых лабораторий, библиотек и иных форматов сетевого взаимодействия. И очень важно – создавать те самые образовательные пространства, программы для взрослых и детей, участвуя в которых они смогут увидеть образ другого образования, другой школы, другой жизни, пожить в иной атмосфере.

Общий вывод был очевиден: нужно изыскать возможности организации общекавказского культурно-образовательного сотрудничества. И подобные форумы закладывают для него столь необходимы научно-практический фундамент.

Соб.инф.


Комментарий

Система образования перестала быть закрытой

Мухаммед Лихов, директор Лицея №1, г. Тырныауз, Кабардино-Балкария:

На мой взгляд, управление образованием непосредственно определяется новыми тенденциями в образовании. Хотелось бы отметить некоторые из них.

1. Первая тенденция образования связана с ростом его информационной открытости. Система образования перестала быть закрытой. Стало очевидным, что эффективность развития школы зависит от ее способности воспринимать сигналы извне. В общественном сознании прочно укоренилось понятие государственно-общественного управления школой.

2. Вторая тенденция – это развитие внешней оценки системы образования. Поиски оптимальной модели независимой оценки качества – главная задача управления. К сожалению, на сегодня доминируют старые представления о качестве образования. Родители с восторгом вспоминают свое образование, свою школу. Для них успешность ребенка – в баллах ЕГЭ.

Ключевая задача – изменение общественных представлений о качестве образования, определяющих успешность социализации выпускников в быстро изменяющихся внешних условиях. Для меня стало очевидным, что изменения образовательной программы школы значительно отстают от изменений современных технологий, обуславливающих появление новых профессий и компетенций. Важнее приобрести необходимые компетенции для успешной адаптации в условиях высокой неопределенности.

3. Третья тенденция в современном образовании – индивидуализация учебного процесса.

И здесь перед педагогами стоит задача определить, какую долю образования мы отдаем стандарту, а какую индивидуализации.

Управленческая задача – создать образовательную программу, которая строится на развитии компетенций, индивидуальных способностей, обеспечивающих успешную самореализацию ребенка, а не ориентированную исключительно на формирование предметного багажа. Профессиональное сообщество и общественность должны стать партнерами в решении этой задачи.

4. Помимо общих трендов – рост онлайн-решений в образовании и развитие смешанной педагогики, рост так называемомго несистемного образования, увеличение игровой компоненты, персонализация образовательных траекторий.

К сожалению, на фоне перечисленных тенденций, я как директор школы вынужден констатировать, что мы практически не продвинулись в вопросах самостоятельности школ. Не может быть эффективной образовательной программы (а значит, и выполнения требований ФГОС ), эффективного Управляющего Совета (или иного органа государственно-общественного управления) у школы, являющейся казенной. Это должно стать предметом дискуссии на переговорной площадке.



Все "Событие дня"

система комментирования CACKLE

Подписка



Анонсы событий
Новости проекта

Укажите свой e-mail:




АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100